Лев Ревуцкий. Размышления у не парадного подъезда русской истории — прошлой и настоящей

Также в рубрике Эссе:

1. 16-faktov-ob-istorii-rossii
Лев Ревуцкий. Размышления у не парадного подъезда русской истории - прошлой и настоящей

Часть первая. Уроки истории

Книга истории многих стран хранит страницы прошлого, которое эти государства хотели бы забыть навсегда или переписать набело. Есть надежда, что германский фашизм, японский милитаризм не повторятся. Конституция этих стран и ограничения, наложенные на эти страны, не позволят (я надеюсь) этим странам быть агрессорами и развязывать войны. В США после Вьетнамской и последующих войн (Ирак, Афганистан), постепенно менялась и меняется военная доктрина. Сейчас никто не может предположить как изменится траектория движения России после вторжения в Украину. Шансов гораздо больше на то что, на какое-то время, страна будет неизмеримо ближе к Северной Корее чем к Южной, ближе к Ирану, нежели к Азербайджану, у которого этнические и культурные корни с Турцией неизмеримо сильнее чем у России.
Чем, а точнее, кем эта война была инспирирована, объяснять не приходится. Гораздо важнее понять причины этой агрессии.

Часть вторая. На другом берегу реки

Ни для кого не секрет, что Россия, исконно обладающая богатейшими природными ресурсами, всю историю своего существования была страной, отстающей от развитых стран Европы.

Я не профессиональный историк, экономическая история мира, в том числе, России, это мое хобби или, даже, страсть. Поэтому, рискну предложить некоторые обобщенные исторические моменты, разделяющие Европу и Россию. Это разделение создало определённые отличия Европы от России. Я прочитал и не по одному разу множество книг на эту тематику, но выделю две: Маркиз де Кюстин «Путешествие по России в 1839 году» и «Россия XV-XVII веков». Книги эти бесценны по нескольким причинам, главная из которых состоит в показе и описании различий между Московией (Россией) и Западной Европой. Не удивлюсь, если эти книги признают в России сейчас крамолой.

И в 1839 году, когда Маркиз де Кюстин совершил свою длительную поездку по России, скрупулезно ведя дневник и, тем более, в 15-17 веках, Россия колоссально отличалась в плане культуры, быта, уровня развития технологии, искусств, науки от соседней Европы. В 15-17 веках, по типу правления и уровню гражданских свобод, Россия была ближе к Азии, нежели к Европе. Попытаюсь схематично описать чем же отличалась Россия от своих соседей.

1. Россию обошел Ренессанс. В то время когда в Западной Европе создавались творения Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, Караваджо, Сервантеса, Рабле, Де Молина, Шекспира и сотен других художников, скульпторов, писателей, композиторов, в России была чёрная дыра. Уже работали вовсю Коперник, Декарт и Галилео, а Россия оставалась страной, где процент грамотного населения был ничтожно мал.

2. Начиная с 14-го века в Европе открывались университеты и они являлись центрами знаний. К концу 17-го века их уже в Европе было множество. Они способствовали развитию науки и повышению грамотности. В России первый университет появился лишь спустя 400 лет после первого европейского. Грамотность, даже среди духовенства, была удручающей. Западные учебники и пособия были запрещены как ересь.

3. Судебная система в средневековой Европе, пусть, неэффективно, но все же стояла на страже закона. Вассалы могли и судили сюзеренов, лавочник или купец мог искать защиты в суде от самоуправства дворянина. Наследники (сыновья) впавшего в немилость Колумба, после его смерти судились с Испанской короной и выиграли тяжбу. Можно было себе представить, чтобы дети опального воеводы судились с Иваном Грозным? С Петром? С Екатериной? Были бы на колу или повешены.

4. Вертикаль власти — то что выстроено сейчас, в 21-м веке в России. Испанские дворяне говорили королю «ты первый среди равных», а для русских царей бояре, дворяне были Васьками, Гришками, которых можно было одарить или выпороть прилюдно. В европейских странах абсолютная власть монарха была ограничена, в том числе и благодаря институту рыцарства. В России его не было.

5. С началом промышленной революции все больше европейцев жило в городах. Российское население спустя почти тридцать лет после отмены крепостного права было сельским. В городах России в 1887 году проживало 12.5% (в Англии — более 40%). Уклад жизни в России ещё очень долго оставался сельским, патриархальным. По-настоящему, массовое переселение из сел и деревень в города в России произошло лишь в середине 50-х прошлого столетия.

Все это привело к тому, что в мировом товарообмене Россия торговала почти полностью своим сырьём, в обмен закупая технологии, приборы, знания и нанимая специалистов. Это привело к тому, что экономическое, научное и промышленное развитие страны почти полностью зависело от западных технологий.

6. Уклад жизни в России предполагал общинный способ жизни и производства, у европейца — индивидуальный. Это связано с тем, что экономическими центрами в Европе очень рано стали города. В населении Европы с определенного этапа стали преобладать, ремесленники, рабочие, купцы, торговцы, в то время как в России преобладало крестьянство. Психология горожан и крестьян сильно отличается. Равно, как и уклад жизни.

7. Ограниченность земли, отсутствие природных ресурсов, все это способствовало интенсивному развитию экономики передовых стран Европы. Россия развивалась экстенсивно, вплоть до последнего времени, уповая на природные ресурсы.

8. Россия, с момента централизации своей власти Иваном Грозным, была полицейским государством: от опричников до жандармов и сыска. Пушкин не мог выправить себе заграничный паспорт (сам царь Николай Первый был его цензор, он же и решал его судьбу). Жандармское управление проникало во все слои общества и иностранцы были под особым надзором и подозрением.

9. Начиная с 14-го века все области Европы были связаны товарно-денежными отношениями. Через Союз Ганзейских городов участвовали и Псков и Новгород, пока они не были закрыты Иваном III в 1494 году. Но, в целом, степень финансового и торгового обмена с Европой была незначительна. Экономически и географически Россия оказалась на обочине развития.

10. В области культуры (всем рекомендую прочесть книгу английского писателя Orlando Figes «Natasha’s Dance, a cultural history of Russia») Россия, восприняв западную культуру (живопись, музыка, драма, поэзия, балет, литература) стала абсолютно европейской по форме и содержанию, достигнув своего пика в 19-м веке. Своими успехами в области культуры Россия обязана талантам тех, кто ее прославил и своим учителям — европейцам, которые привезли в Россию и балет и оперу и живопись.

И тут мы приходим к ключевому пониманию, как мне кажется. Европейцы, начиная с варягов и греков, были учителями и проводниками европейских ценностей в России, включая византийскую ветвь христианства. Русскими царями и царицами, а также генералами, министрами и академиками были, зачастую, европейцы. Учиться тоже из России ехали в Европу: от царя до дворянских детей и до художников и студентов, инженеров и ученых. Царская Россия была отсталой, не всегда понятной, но частью европейского мира. Мало в какой другой стране была так велика доля иностранного капитала и иностранных специалистов, как в России до 1917 года. В самые сложные годы «холодной войны», СССР оставлял открытыми каналы для экономического, торгового, научного и культурного контакта с Европой. Но самые главные европейские ценности, такие как верховенство и равенство закона для всех, ценность человеческой жизни, превалирование личных свобод над интересом государства, защита частной собственности, не были усвоены Россией ни раньше, ни за последние тридцать лет. За экономическим успехом не последовал прогресс страны в сторону базовых свобод граждан. Право силы, право власти — ее жесткая вертикаль, по типу Николая Первого-Палкина — это была железная скрепа, на которой не было место ни гуманизму, ни уважения к личности, ни других свобод, которыми пользуется житель Европы.

Один простой факт, что «дети Кремля», Кремлевская челядь, пропагандисты, покупают собственность во вражеском лагере, никого, по какой-то странной причине, в России не удивляло?

Последние тридцать лет стали для России тем мостом (экономическим, культурным, технологическим), который соединил Россию с Западом. Для страны появилась уникальная возможность стать частью западной цивилизации. Такой же частью Европы и Запада, как Польша, Чехия или Румыния. Каждая из этих трёх перечисленных стран, с разной степенью успеха, смогли интегрироваться в европейскую и мировую экономику. Казалось бы, этот процесс необратим. Как он необратим для других стран бывшего соцлагеря. Но этот мост оказался недостаточно прочным. Мост с легкостью выдерживал движение по нему в обе стороны, так же как он выдерживал и в прошлые века, когда из России везли пеньку, лён, шкуры и мёд, а обратно в Россию везли готовые товары, машины и знания. Нынешний мост легко выдерживал продажи нефти и угля, зёрнами газа, металлов и древесины. Как и в древние времена в Россию завозились технологии, машины, инструменты и многое из того, что нужно для экономики страны в 21-м веке. Но мост рухнул под тяжестью имперских амбиций России. К сожалению, для думающей части элиты и народа, западные основы прав человека и уважения к собственности, не смогли прижиться. Зато, взошли семена других духовных скреп.

Часть третья: Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?

Можно сколько угодно говорить об особенностях русской души, кричать о вероломном и бездушном Западе, рвать на теле рубаху и взывать к патриотизму, но, практически, по большинству показателей, Россия уступает почти всем странам Европы. А уж в Западной Европе уступает всем, начиная от продолжительности жизни, кончая количеством убийств и тяжких преступлений на миллион жителей. Про коррупцию и писать не хочется.

Перенимая стандарты и стиль жизни, принятые в Европе, средний класс России не воспринял западные ценности. Более того, военная риторика, разговоры о врагах, якобы кольцом окруживших страну и мечтающих о ее гибели, постоянное подчеркивание особого духовного пути России, в отличии от меркантильного холодного Запада, все это создало гремучую смесь, которая и подожгла тот хрупкий (как оказалось) мост между Россией и Европой. Беспорядочная и бессмысленная идейная платформа особенности национального характера, включала (одновременно) элементы большевизма, царизма, соборности и открытой ксенофобии — это именно и выдаётся за духовную скрепу. Как можно совместить большевизм и царизм или большевизм и соборность, мне понять не дано.

Сейчас пришло время платить по счетам и выясняется, что затеяв войну против Украины, Россия начала одновременно и спецоперацию против собственного населения. И если агрессия против славянской Украины продвигается крайне неудачно и с громадными людскими, материальными и моральными потерями, то в борьбе с собственным народом успехи колоссальны. Только за последние. две-три недели страну покинуло более 250,000 человек, инфляция достигла 30% годовых. Останавливаются фабрики, заводы. Поезда, самолеты и пароходы уже испытывают нехватку частей. Нет бумаги для кассовых чеков, бытовой химии (предлагает Дума использовать соду), пропали определённые виды лекарств, включая противозачаточные. Список можно продолжать долго, если не бесконечно. От женского белья и до подшипников и программного обеспечения, почти все завозилось из-за границы. Своё не производилось. Теперь все: импорт прекращён, почти по любому наименованию, а производств в России нет. Обвал производства, неминуемая безработица, падение рубля, галопирующая инфляция и тотальная изоляция страны — это безоговорочная победа над своим народом. Победа нокаутом. В первом раунде.

Часть четвёртая. Put lipstick on the pig или сколько не крась свинью помадой…

Сколько бы сейчас российское руководство ни клало бы помады на «свинью» жизни и экономики России, картинка от этого не изменится. При темном свете и с яркой помадой, свинья, в зависимости от сезона и прихоти руководства, будет выдаваться то за чайку — носителя бактериологического заражения, то за балерину, то за украинского бандеровца. Но у всего есть свой срок. Есть он и у свиньи в помаде.

P.S. И немного о западной скрепе. Бездуховный и меркантильный запад, в лице его алчных и коварных правительств и корпораций, не свернёт поставку жизненно важных лекарств, других предметов, необходимых для людей в России. Будут, как и раньше, поставляться и корма для животных. Четвероногие и членистоногие не должны страдать из-за идиотизма и профнепригодности идиотов-руководителей.

Заключение: волей истории Украина оказалась бастионом, рубежом по которому происходит разделение между европейским миром, прогрессом и агрессивной архаикой в лице сегодняшней России.

Каков будет военный исход от этой битвы — неясно. Очевидно одно: Россия перестала быть частью Европы. И последний месяц заставил задуматься над тем была ли Россия частью Европы или нет? Те же вопросы задавили себе редуте иностранцы, посещавшие Московию с 15 по 18 и 19 век.

История повторяется.

Об Авторе:

1. IMG_9221
Лев Ревуцкий
Сан-Хосе, США

Родился в Ленинграде (теперь Санкт-Петербург) в 1956, где и жил до 1989 года. Закончил институт в 1978, служил в армии, был «в отказе» 7 лет и эмигрировал в США в 1989 году. В Сан-Хосе живёт с 1996 года. Последние 25 лет работает финансовым консультантом. Женат, двое детей и трое внуков. Написана и опубликована детская книга (русская и английская версии) «Дорога в Попугайос или приключения Рэйчел и ее друзей в Амазонии».

Lev Revutsky Лев Ревуцкий
Книжная полка
1. cover for EWLF Sept. 11 2024. FINAL BOOK_cover Opravdanie martyshki (1)
Нина Косман

«Нина Косман одинаково органична во всех жанрах малой прозы: дневниковая запись, мистическая новелла, письмо, автобио-графическая заметка, психологический этюд. У неё хороший вкус, трезвый взгляд на себя и людей, врожденный дар держать читательское внимание.»
— Дмитрий Быков

KokotovL._SY425_
Борис Кокотов

В сборник вошли стихотворения автора, написанные в 2020-2023 гг. (Русское издание)

Marina skina._SY466_
Марина Эскина

«Длинные сумерки» — пятый сборник стихов Марины Эскин. (Русское издание)

West of Boston
William Conelly

Сборник детских стихов.
«West of Boston» —  стихи для детей с очаровательными иллюстрациями художницы Нади Косман. Стихи для детей написаны поэтом Уильямом Конелли. На английском.

Видеоматериалы
Проигрывать видео
Poetry Reading in Honor of Brodsky’s 81st Birthday
Продолжительность: 1:35:40
Проигрывать видео
The Café Review Poetry Reading in Russian and in English
Продолжительность: 2:16:23