ХАИМ СУТИН. «ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ШКОЛЫ ПОСЛЕ ГРОЗЫ»
Дети «пойманы» вдохновением художника, словно зажаты в силки между двумя опасностями — природы и цивилизации. Сутин бросает вызов привычному взгляду на мир, основанному на потреблении.
Художник лишил идущих через поле детей целостного изображения — их лица и тела деформированы. С присущей ему экспрессионистской радикальностью Сутин искусно искажает детские лица и тела посредством формальных эффектов, как бы проникающих в человеческую плоть. Сутин не только показывает детей своего времени как существ, деформированных условиями жизни между двумя мировыми войнами, но и предсказывает мир, в котором станет возможен Холокост, а также войны XXI века с бомбардировками, усиленными современной технологией, в которых массовое убийство мирных жителей, включая детей, станет повседневным явлением, в то время как миллиардеры-консерваторы будут одержимы т.н. «проектом жесткой экономии» якобы на всеобщее благo, т.е. на благо бедных, нуждающихся, стариков, инвалидов и т.д.
Наша наивная вера в то, что Бог заботится о нашем благополучии, нашем выживании и процветании, приводит нас к убеждению, что всё в мире создано ради нас, ради наших нужд, ради удовлетворения нашего ненасытного аппетита. Нам трудно себе представить, что природа может иметь свою автономию, независимую от наших потребностей, желаний и ожиданий, и что она заслуживает если не почитания, то хотя бы уважения. Мы настолько убеждены, что наш способ видения мира есть объективный мир и реальность, что это убеждение предоставляет нам право расчета: что ещё мы можем урвать у природы; что ещё она нам даст. Другими словами, нам кажется, что природа, как материнская грудь, существует для одной единственной цели — служить нашим прихотям и желаниям.
Если не смотреть на природу сквозь призму наших потребностей, то становится ясно, что она не особенно-то к нам и расположена. В пейзажах Сутина чувствуется упрямая сила сопротивления природы, предвиденная художником более восьмидесяти лет назад. Для живущих в наше время воображение художника уже не просто видение — оно стало реальностью глобального потепления, угрозой нашей безопасности, защищенности и выживанию на планете. Еще в первой половине 20-го века Сутин предсказал реакцию природы на наши жадность и самодовольство. Художественно передав месть природы, художник показал природу, предупреждающую нас о будущей опасности. Видение Сутина стало нашей реальностью; будущее Сутина — нашим настоящем.