Александр Иличевский. Заблуждение мотыльков

Также в рубрике Переводы:

22. ....
Александр Иличевский. Заблуждение мотыльков

 
Я думал, что все происходящее можно найти в книге «История мотыльков», но я ошибался. Я считал, что мотыльки принимают свечу или лампу за свет яркой звезды – Антареса или какой-то другой, с помощью которой они миллионы лет ориентировались в пространстве до нас – и вернутся к звездам, когда нас не станет. Представьте только, какова величина ошибки ночной бабочки, рожденной эволюцией еще до возникновения источников света. Еще до костров, очагов и факелов. Что – если все мы и все нами произведенное как раз и есть та ошибка, которую совершают мотыльки? Что – если мы привлечены не светом истины, а чего-то другого – светом некой лампы, некой затерянной свечи, зажженной для того, чтобы скоротать бессонное одиночество, или – ради чтения какой-нибудь пусть и удивительной книги – например, той самой «Истории мотыльков», где описано явление, как крохотные ночные бабочки стремятся покинуть наделы рождения, стремятся покорить межзвездное пространство.

Я еще вспоминаю, как однажды в прикаспийской степи взорвалась газовая скважина Тенгизского месторождения – и километровый столб огня с оглушительным ревом вонзался в небо в течение года. Потушить огонь никак не удавалось, вокруг степь плавилась, сплавляя глину в кремниевое зеркало. Рассчитывали погасить опасный факел с помощью ядерного взрыва, но как-то обошлось. Так вот птицы в течение года сбивались с перелётных путей и летели навстречу смертельному пламени – подобно мотылькам.

Иными словами, все дело в величине и смертоносности свечи, способной увлечь тебя прочь от слабого звездного мерцания истины. Откуда следует, что самое слабое и призрачное свечение с большей вероятностью приведет вас на верный путь и, может быть, оставит в живых – даже в межзвездном пространстве.

Окна текста, гиперболические ночи и улыбка солнца, всматривающегося в нашу компанию мотыльков.

Может ли другой мотылек услышать меня во сне, который называется «Улицы бедняков» – в нем взгляд ребенка останавливается на столбе огня. Останавливается затем на трупе женщины, выброшенном ударной волной из автомобиля, на немоте, убеждающей нас, мотыльков, что мы обязаны лететь дальше, что мы не должны останавливаться, не должны смотреть. Но смотрит ребенок.

И мы идем дальше, чтобы запечатлеть сливовый оттенок вспаханного взрывом чернозема. Запомнить изгиб тела женщины, то, как над ним медлит рассеянный свет заката, как звучит еще радио в машине – словами популярной песни. Так мы оглядываемся – и последнее, что видим в гаснущем сознании беглецов, – это конусы терриконов, это – разложенная по склонам холмов толща света, – и облака проплывают и тянутся к горизонту на запад.
 

Об Авторе:

1. Ilichevsky photo
Александр Иличевский
Иерусалим, Израиль

Александр Иличевский (1970) — автор десяти романов, четырех сборников эссе, трех сборников рассказов, четырех сборников эссе и пяти книг стихов. Лауреат многих премий, в том числе журналов «Новый мир» (2005) и «Знамя» (2011), премии Юрия Казакова за лучший рассказ (2005), премии «Русский Букер» за роман «Матисс» (2007), российской национальной премии «Большая книга» за роман «Перс» (2010) и роман «Чертеж Ньютона» (2020), израильской премии Юрия Штерна (2015). Его недавние работы — сборник рассказов «Из судового журнала» и роман «Тела Платона» (2023).

Alexander Ilichevsky Александр Иличевский
Книжная полка
Юлия Фридман

Сборник стихотворений Юлии Фридман.

«Я давно читаю стихи Юлии Фридман и давно ими восхищаюсь». (Владимир Богомяков, поэт)

Николай Заболоцкий

«Столбцы» — сборник ранних стихотворений Заболоцкого (опубликованный в 1929), переведенных на английский язык одним из лучших переводчиков русской поэзии на английский Дмитрием Маниным.

Art Beck

Сборник эссе и рецензий Арта Бека, написанные в начале 21-го века.

Alexis Levitin

В этом сборнике из 34 рассказов Алексис Левитин путешествует по миру (и по космосу), не расставаясь с шахматной доской, пытаясь понять как радость, приносимую шахматами, так и их влияние на жизнь игрокоов.

 

Александр Кабанов

Александр Кабанов — выдающийся украинский поэт и патриот, борющийся за независимость своей страны своим самым сильным оружием — словами и рифмами — своим даром.

Марк Будман

В потерянной подушке спрятан жемчуг, который, кроме всего прочего, может быть ингредиентом эликсира молодости.  Каждый герой этих двадцати двух взаимосвязанных рассказов — иммигрант из реальных или воображаемых миров. (Магический реализм/рассказы об иммигрантах.)

 

Видеоматериалы
Проигрывать видео
Poetry Reading in Honor of Brodsky’s 81st Birthday
Продолжительность: 1:35:40
Проигрывать видео
The Café Review Poetry Reading in Russian and in English
Продолжительность: 2:16:23

Alexander Ilichevsky. The Delusion of Moths

Also in Translations:

moths flying toward shimmering light
Alexander Ilichevsky. The Delusion of Moths

 
I thought everything that was going on could be found in the book “The History of Moths,” but I was wrong. I thought that moths mistook a candle or a lamp for the light of a bright star — Antares or some other one, by which they had oriented themselves in space for millions of years before us — and would return to the stars when we were gone. Just imagine the magnitude of the error of a nocturnal butterfly, born of evolution even before light sources existed. Even before fires, hearths, and torches existed. What if all of us, and all that we produce, is a mistake made by the moths? What if we are attracted not by the light of truth, but by something else — by the light of some lamp, some lost candle lit to pass the time of sleepless loneliness, or — for the sake of reading some amazing book — for example, that very “History of Moths” which describes the phenomenon of tiny night moths trying to leave the land of birth, trying to conquer interstellar space.

I also remember how once a gas well at the Tengiz gas field exploded in the Caspian steppe, and a kilometer-long column of fire with a deafening roar entered the sky for a year. There was no way to put out the fire, the steppe was melting all around, melting the clay into a siliceous mirror. They thought to extinguish the dangerous flare with a nuclear explosion, but somehow it worked out without it. So, for a year, the birds were off their flight paths and flying toward the deadly flame — just like moths.

In other words, it’s all about the magnitude and deadliness of the candle that can carry you away from the faint starry flicker of truth. Whence it follows that the faintest and most ghostly glow is more likely to lead you to the right path and maybe keep you alive — even in interstellar space.

Windows of text, hyperbolic nights, and the sun’s smile peering into our moths’ company.

Can another moth hear me in a dream called “The Streets of the Poor” — in which a child’s gaze stops on a pillar of fire? Stops then at the corpse of the woman thrown from the car by the shockwave, at the mute convincing us moths that we must keep flying, that we must not stop, must not look. But the child is watching.

And we go on, to capture the plum shade of the black earth plowed by the explosion. To remember the curve of the woman’s body, the way the diffused light of the sunset slows over it, the way the radio in the car still sounds — the words of a popular song. So we look around — and the last thing we see in the fugitives’ fading consciousness are the cones of waste rock mounds, the spread of light on the hillsides — and the clouds float by and stretch toward the horizon to the west.
 

Translated from Russian by Nina Kossman

About the Author:

Alexander Ilichevsky
Alexander Ilichevsky
Jerusalem, Israel

Alexander Ilichevsky (1970) is the author of ten novels, four collections of essays, three collections of short stories, and five books of poetry. He is the recipient of many awards, including the magazines New World (2005) and Znamya (2011), the Yuri Kazakov Award for Best Story (2005), the Russian Booker Prize for the novel Matisse (2007), the Russian national Big Book Award for the novel Pers (2010) and the novel Newton’s Blueprint (2020), and the Israeli Yuri Stern Prize (2015). His recent works are the short story collection From the Ship’s Journal and the novel Plato’s Body (2023).

Alexander Ilichevsky Александр Иличевский
Bookshelf
by Ian Probstein

A new collection of poems by Ian Probstein. (In Russian)

by Ilya Perelmuter (editor)

Launched in 2012, “Four Centuries” is an international electronic magazine of Russian poetry in translation.

by Ilya Ehrenburg

Ilya Ehrenburg (1891–1967) was one of the most prolific Russian writers of the twentieth century.  Babi Yar and Other Poems, translated by Anna Krushelnitskaya, is a representative selection of Ehrenburg’s poetry, available in English for the first time.

by William Conelly

Young readers will love this delightful work of children’s verse by poet William Conelly, accompanied by Nadia Kossman’s imaginative, evocative illustrations.

by Maria Galina

A book of poems by Maria Galina, put together and completed exactly one day before the start of the Russian invasion of Ukraine. This is Galina’s seventh book of poems. With translations by Anna Halberstadt and Ainsley Morse.

by Aleksandr Kabanov

The first bilingual (Russian-English) collection of poems by Aleksandr Kabanov, one of Ukraine’s major poets, “Elements for God” includes poems that predicted – and now chronicle – Russia’s aggression against Ukraine.

Videos
Three Questions. A Documentary by Vita Shtivelman
Play Video
Poetry Reading in Honor of Brodsky’s 81st Birthday
Length: 1:35:40