Яша Спектор. Нью-Джерси

Также в рубрике Проза:

new jersey 1 (1)
Яша Спектор. Нью-Джерси

Дробным частоколом мелькнут в боковом стекле трубы нефтеперерабатывающих заводов и змея хайвея нырнёт в зелень холмов центрального Нью-Джерси.

Сто-двадцать по трассе, сорок-пять на съезде, недавно построили, раньше приходилось полчаса пилить до следующего; теперь удобнее — вокруг аж цены на дома подскочили, ну и налоги конечно-же, куда-же без них. Пришлось переезжать — тут недалеко, буквально полмили на север, а налоги на недвижимость — в два раза ниже.

Все понимающе кивают. Вечер, цикады, тишина — лишь откуда-то издалека слышится рычание машин, проносящихся по бетонке хайвея. Все сидят на веранде: друзья, соседи, дети, внуки, кузены, вторые мужья, бывшие жены — моложавые и морщинистые, толстые и не очень, общительные и молча курящие сигареты, одну за другой; тёте Мэрилин под восемьдесят, бросать ей уже вредно. Они живут в этих домах, время от времени вырастая из старого в новый — с лучшим видом, газоном, местоположением. Как рыбы в воде, они лавируют сквозь сети правил купли-продажи, законов, налогов, выгодно продают, выгодно покупают. Запутаешься в этой паутине, а их она кормит.

Для взрослых — дома, для молодежи — машины, для детей — вон Эрик еще даже школу не закончил, а уже на бирже играет — и неплохо получается. Своими конечно же, на автозаправке заработал. Хороший мальчик. Эрик краснеет под одобрительными взглядами. Лето закончится и он уедет — в колледж, в Атланту, штат Джорджия, большой город. Близость взрослой жизни волнует, ложится торжественным отпечатком на его веснушчатые скулы.

В доме — сумерки; на полках толпятся многочисленные артефакты из большого мира, на стенах тесно от семейных фотографий. Вот на этой Эрик в форме футбольной команды своей школы, а на той — уже на несколько лет постарше, взрослее, взгляд расслаблен, насмешлив. Затем он и она. Молодые, красивые. На пляже, на круизе, на байдарках. Вот он обнимает её, торжественно, неловко, она — в старомодном свадебном платье. Большой портрет из ателье: Эрик, жена и дети — костюм ловко облегает потолстевшую фигуру, волосы отступили на территорию, которая, как обратная сторона Луны, никогда не видна на семейных фотографиях. И уже один, без неё — глаза запали, сеть морщин наброшена на осунувшееся лицо.

Дед в прошлом году умер — рак лёгких, сгорел за несколько месяцев, раньше вообще не болел, качалка, два мотоцикла, байдарки. Эрик наш — весь в деда пошел, здоровый, спортивный. Эрик краснеет. Хороший мальчик. Раньше каждые выходные с дедом на лодках ходили; теперь — сам.

Вёсла шлёпают по спящей воде — серая змея течения лениво тянет байдарки мимо застывшей зелени на берегу. Вокруг ни души, лишь иногда тонкой иглой просвербит овод и доносится хищное рычание машин, проносящихся по бетонке хайвея. Иногда зелень расступается, обнажая мелкие песчаные плеши — там, в тени припавших на передние лапы пикап-траков, отдыхают обильно зататуированные аборигены, глядя на воду из сизого, ментолового дыма.

Чем дальше, тем больше таких проталин, тем громче орёт протяжный грандж-рок. Шипят мангалы, грили пикап-траков скалятся на прибывающие байдарки. Взрослые достают пиво, бутерброды, дети резвятся на мелководье, подростки прыгают в заводь с нависающих над водой разлапистых деревьев. Там неглубоко, улыбаются родители. Эрик лезет повыше, потом еще выше, нащупывает ногой еще одну ветку. Народ вокруг оборачивается, глянь, куда пацан залез, давай, лезь выше, парень. Там мелко, хмурятся родители, Эрик, слезай немедленно, не будь идиотом. Эрик смотрит вниз — на родителей, соседей, незнакомых, старых и молодых, кузенов, друзей, девушек, девушек — и дрожащей ногой нащупывает следующую ветку. Давай, Эрик, ползи левее, прыгай вбок — там глубже! Соберись, оттолкнись посильнее, парень, прыгай!

Эрик прыгает.

Об Авторе:

yasha spektor
Яша Спектор
Филадельфия, США

Яша Спектор родился в Краснодаре в 1978-м году. Ребенком жил в Грузии. В возрасте 13-и лет переехал в Нью-Йорк. Учился в Нью-Йоркском Университете, затем в Бруклинской Школе Юриспруденции. Полностью двуязычен; пишет короткие рассказы. Живет в Филадельфии с женой и стаей котов.

Yakov Spektor Яков Спектор
Книжная полка
Осип Мандельштам

Этот сборник, составленный, переведенный и отредактированный поэтом и переводчиком Яном Пробштейном, предлагает англоязычной аудитории подборку самых любимых стихотворений Осипа Мандельштама (1891-1938).

Kristina Gorcheva-Newberry

Четыре подростка становятся неразлучными в последние дни существования Советского Союза, но не все из них доживут до наступления нового мира в этом дебютном романе, написанном по мотивам «Вишневого сада» Антона Чехова.

Марк Будман

В потерянной подушке спрятан жемчуг, который, кроме всего прочего, может быть ингредиентом эликсира молодости. Толкователь снов и болезней по прозвищу Деда, очаровательная мошенница Пенелопа и и ее невежественный приятель Петр борятся за обладание жемчугом и, соответственно, подушкой. Еще несколько человеческих и не очень человеческих существ готовы за него убить. Каждый герой этих двадцати двух взаимосвязанных рассказов — иммигрант из реальных или воображаемых миров. (Магический реализм/рассказы об иммигрантах.)

 

Виктор Енютин

Сборник стихов Виктора Енютина, русского поэта и прозаика, проживающего в Сиэтле. Енютин эмигрировал из СССР в 1975. Издательство «Кубик» (Сан Франциско, 1983).

 

Анна Крушельницкая

В этом сборнике эссе автор из России и США пишет о советском и постсоветском: сакральном, обыденном, мало обсуждаемом и часто упускаемом из виду. Какими были советские школьные танцы? Ходили ли советские люди в церковь? Слушали ли Донну Саммер? И как вообще можно завивать волосы горячей вилкой?

Нина Косман

Сборник стихотворений. Издательство «Художественная литература». Москва: 1990.

Видеоматериалы
Проигрывать видео
Poetry Reading in Honor of Brodsky’s 81st Birthday
Продолжительность: 1:35:40
Проигрывать видео
The Café Review Poetry Reading in Russian and in English
Продолжительность: 2:16:23

Yasha Spektor. New Jersey
Yasha Spektor. New Jersey

A quick drum roll of billowing smokestacks in the side window and the gray snake of the Turnpike dives into the green hills of central Jersey.

Twenty over the limit on the expressway, straight to the new exit, the old one was thirty minutes out, but this one – this one is literally a stone-throw away from the old house. Did wonders to property values; the taxes caught right up, of course – one goes with the other. Flipped the house; the new one’s only half-a-mile away, but the property taxes – just half as much.

Everyone’s nodding. The sun’s just set; it is quiet, save for the lonely cricket’s chirping and the distant growling of cars on the expressway. The backyard is chock-full of friends, neighbors, cousins, children, grandchildren, husbands together with their thirds and seconds – fresh-faced and wrinkled, corpulent and slim-fast, chatty and chain-smoking Marlboro women; auntie Marilyn’s past eighty, quitting may be harmful to her health. They all live around here, in these houses, periodically shedding one for yet another one, with bigger backyard, greener lawn, better location. Like fish in water, they nimbly navigate through the deeds, warranties, mortgages, buy low, sell high. One easily gets tangled in this web, yet it nurtures them.

Adults do real estate, the younger crowd is into cars, and as for the kids – Eric here, fresh out of high school, loves playing the stocks – day trades his summer job salary plus whatever he’s been pulling in tips from his evening shifts at Harpoon Willie’s – and he’s been killing it! Great kid, that Eric. The attention paints his face shy-red. Summer’s almost over and then he’s off to college in a big city far away from here – Atlanta, Georgia. The proximity of adulthood casts a solemn shadow onto his freckled face.

The darkness pools inside the house, bookshelves crowded with artifacts from the mainland, walls papered in photographs. This one has Eric in his high school football jersey; in the next one over, he looks a few years older, visibly mature, relaxed, smiling. Then it’s him and her, both young, handsome, at the beach, on a boat, in kayaks. Next photo has them standing next to each other, solemn, awkward; she’s wearing a boxy wedding dress. A large studio portrait: they sit, kids stand behind them – his tailored suit hugging his filled-out frame, his hair retreating to a place that, just like the dark side of the moon, never appears in family photos. And then it’s just him, alone, without her – eyes sunk deep in the sockets, web of wrinkles cast upon his gaunt face.

Grandpa passed last year, lung cancer, took all of three months. Never was sick before, always active, always swimming, boating, kayaking. Eric here – he takes after him, great kid, that Eric. Eric blushes. They used to go kayaking together all the time, every weekend, both loved it, but now – now Eric goes by himself, alone.

Oars softly slap the surface of the bayou – a gray snake of the current leisurely pulls the kayaks past the dusty shrubs along the shore. It’s quiet, save for a lonely mosquito threading his way past and the faint growling of cars on the expressway. The dusty green wall along the shore occasionally breaks, exposing sandy bald spots where heavily inked natives in brightly-colored lawn chairs squint through the clouds of menthol smoke, their pickup trucks crouching down right next to them, at the very edge of the water.

Small sandy patches give way to bigger ones; grunge wails louder and louder, trucks’ grills grin at the arriving boats and kayaks. Adults pop the cans open, kids splash in the shallows, teens dive down from the thick branches that extend over the water. It’s not that deep down there, parents smile. Eric climbs up, goes yet higher, tries to feel out the next branch with his foot. People look up: check it out, look at how high that kid’s got, come on kid, climb higher kid, jump kid, you can do it! It’s not that deep down there, parents frown – Eric, come down immediately, don’t be an idiot. Eric looks down – at parents, neighbors, cousins, strangers, friends, girls, girls – and tries to feel out a yet higher branch with his trembling foot. Come on kid, crawl to the left, no – right, jump forward as far as you can – should be deeper there! Take a deep breath, push off real hard, come on, you can do it kid! Jump!

Eric jumps.

 

About the Author:

Yasha Spector
Yasha Spector
Philadelphia, PA

Yasha Spektor was born in the Soviet Union in 1978, lived in Georgia (the country), and moved to New York when he was 13 years old. Studied History at NYU; then – dark arts at Brooklyn Law School. Writes short stories in Russian and English, but mostly in Russian. Lives in Philadelphia with his wife and 4 cats.

Share on facebook
Share on twitter
Share on telegram
Share on email
Yakov Spector Яков Спектор
Bookshelf
by Kristina Gorcheva-Newberry

Four teenagers grow inseparable in the last days of the Soviet Union—but not all of them will live to see the new world arrive in this powerful debut novel, loosely based on Anton Chekhov’s The Cherry Orchard.

 

by Mark Budman

Every character in these twenty-two interlinked stories is an immigrant from a place real or imaginary. (Magic realism/immigrant fiction.)

by Victor Enyutin

A book of poems in Russian by Victor Enyutin (San Francisco, 1983). Victor  Enyutin is a Russian writer, poet, and sociologist who emigrated to the US from the Soviet Union in 1975.

by Anna Krushelnitskaya

This collection of personal essays by a bi-national Russian/U.S. author offers glimpses into many things Soviet and post-Soviet: the sacred, the profane, the mundane, the little-discussed and the often-overlooked. What was a Soviet school dance like? Did communists go to church? Did communists listen to Donna Summer? If you want to find out, read on!

by Anna Krushelnitskaya

“Cold War Casual” is a collection of transcribed oral testimony and interviews translated from Russian into English and from English into Russian that delve into the effect of the events and the government propaganda of the Cold War era on regular citizens of countries on both sides of the Iron Curtain.

by Nina Kossman

A collection of poems in Russian. Published by Khudozhestvennaya literatura. Moscow, 1990.

Videos
Three Questions. A Documentary by Vita Shtivelman
Play Video
Poetry Reading in Honor of Brodsky’s 81st Birthday
Length: 1:35:40