Леонид Косман. Побег из гетто. (Отрывок из повести «Above Water»)

Также в рубрике Проза:

Riga Ghetto Museum
Музей рижского гетто
Леонид Косман. Побег из гетто. (Отрывок из повести "Above Water")

ГЛАВА I

Ровно в восемь часов Гарри стоял на углу «маленького гетто».  Именно тут ему было приказано ждать эсэсовца, с которым он разговаривал днем. Гарри волновался. Возможно, это свидание было шуткой, за которую он заплатит жизнью.

Гарри понял, что каторжный труд на немецкую военную машину его окончательно сломает, поэтому он решил бежать из гетто.  Более трех месяцев назад его мать отправили в «специальный лагерь» вместе с тысячами еврейских женщин, детей и инвалидов. Гарри предчувствовал, что больше никогда не увидит свою мать.

Чтобы выбраться из «маленького гетто», где ночевали трудоспособные латышские евреи, Гарри собирался пойти на рискованный трюк. В «большом гетто» теперь жили евреи из Австрии и Германии.

Он заметил молодого эсэсовца, который с виду казался довольно безвредным. Гарри рассказал ему, что знает о рижской квартире, в которой бывшие еврейские хозяева спрятали много ценностей.

Было уже восемь вечера. Гарри нервничал и был подавлен. Но вот они появились — эсэсовец и его товарищ. Сразу выдали Гарри эсэсовскую форму и армейские ботинки и приказали ему их надеть. Затем сели в военную машину и вскоре уже были до центра города. Эсэсовец, сидевший за рулем, спросил у Гарри дорогу к зданию, в котором находились таинственные сокровища.

Когда они остановились у здания на углу улиц Матиса и Кришьяна Барона, Гарри попросил немцев подождать пару минут. Он узнает, пуста ли еще квартира. Немцы ему поверили. У них не было никаких подозрений, что еврейский пленник может их обмануть.

Гарри с детства знал этот дом. Вход в него находился на улице Кришьяна Барона, а другой — за углом, на улице Матиса. Если знать о длинном коридоре, соединяющем оба входа, то можно войти в здание на улице Кришьяна Барона и выйти из него на улице Матиса.

Так Гарри удалось избавиться от немцев. Он вышел из здания на улице Матиса и направился в средневековую часть Риги. Чтобы попасть туда, ему пришлось миновать улицу Адольфа Гитлера, ранее известную как улица Свободы. Так он дошел до бульвара с памятником, воздвигнутым в честь независимости Латвии. Людей на улице было немного. Никто не обращал внимания на быстро шагающего эсэсовца.

По дороге Гарри представлял, как будут разъярены два нациста, одураченные своим еврейским пленником, как они будут проклинать его. Он понимал, что то как ему удалось перехитрить эсэсовцев — это только начало рискованного пути к свободе.

Гарри добрался до дома на улице Вальню, где до немецкой оккупации жил его старый друг Александр Кеслевский.

Познакомился он с Александром Кеслевским в Рижском университете несколько лет назад. Александр ненавидел тоталитаризм в любой форме. Но все равно, невозможно было заранее предсказать реакцию другого человека на неожиданные просьбы в эти страшные времена.

Гарри знал, что идёт на риск, посещая Кеслевского, но не рисковать в его положении было нельзя.

У входа в трехэтажное здание, где жил Александр, Гарри немного подождал. Он чувствовал, как колотится его сердце. Успокоившись, он поднялся по крутой лестнице и нажал звонок.

Дверь открыла Анна, сестра Александра. Гарри не видел ее больше года. Она его не узнала. Ее озадачила его эсэсовская форма. Вероятно, она не могла уловить связь между его знакомыми чертами и формой, в которую он был одет. Он сказал: — Я Гарри, друг Александра. Прошлой весной Александр познакомил меня с вами в городском парке возле университета. Мы втроем провели тот вечер в ресторане в парке. Несмотря на эту нацистскую форму, я не нацист. Я все объясню Александру, как только его увижу.

— Теперь я вас вспомнила, — ответила Анна. — Пожалуйста, входите. Я вас не забыла. Мы очень хорошо и интересно поговорили в городском парке в прошлом году.

Она тепло улыбнулась, явно с облегчением выслушав объяснения Гарри.

— Александр дома? — спросил Гарри.

— Александр уехал в Тукумс в феврале. Он нашел там работу. Вы хотите его навестить?

— Да, если это возможно. Не могли бы вы дать мне его адрес?

Анна записала адрес Александра на листке бумаги и передала листок Гарри.
Неожиданно она спросила: — У вас хватит денег на поездку?

Гарри почувствовал огромное облегчение. Конечно, у него совсем не было денег. Он сказал: — Извините, пожалуйста, Анна. У меня нет ни копейки. Как только будет возможно, я заплачу вам за поезд до Тукумса.

Она улыбнулась, отдала ему деньги и сказала: — Когда закончится война и если мы будем живы, вы пригласите нас с Александром в тот самый ресторан в саду, где мы познакомились и так хорошо поговорили. Удачи!

Гарри добрался до железнодорожной станции минут через пятнадцать. Он знал, где можно посмотреть расписание поездов. Поезд на Тукумс отправлялся через десять минут. Он купил билет и нашел свою платформу. Поезд прибыл, и Гарри сел в пустое купе. Он надеялся, что его оставят в покое, но пришлось делить купе с нежеланным попутчиком: за минуту до отправления поезда его увидел офицер вермахта — первый лейтенант — и зашел к нему в купе.

Они обменялись приветствием «Хайль Гитлер». Офицер вежливо спросил, не возражает ли Гарри если офицер присоединится к нему в этом купе.
По тому, как офицер произносил немецкую букву «Р», Гарри понял, что его попутчик из Берлина или его окрестностей.
Гарри улыбнулся и промолчал. Разговор с офицером вермахта мог принять для него зловещий оборот. Но первый лейтенант оказался довольно разговорчивым. Его первый вопрос касался Риги.

— Как вам нравится город?

— Совсем неплохо. Это старый ганзейский город. Он был основан в начале тринадцатого века.

— Вы очень осведомлены. Откуда вы родом?

Гарри ожидал этого вопроса. — Я из Кенигсберга.

Он знал, что в Кенигсберге немецкое произношение такое же, как в Риге.

Его ответ, похоже, удовлетворил немецкого офицера. Он сказал, что бывал в Кенигсберге до войны. Теперь он хотел знать, на какой улице живет Гарри.

Не сморгнув глазом, Гарри ответил: — На улице Канта.

Он знал, что немецкий философ преподавал в Кенигсбергском университете, поэтому его ответ был вполне правдоподобным.

Наступила небольшая пауза, но и без того было ясно, что офицер вермахта чрезвычайно словоохотлив. Гарри понял, что должен направить разговор в другую сторону, поэтому он спросил первого лейтенанта, не из Берлина ли тот.

— Почему вы так думаете?

— У вас берлинский акцент, — сказал Гарри.

Первый лейтенант, казалось, был рад, что ему задали этот вопрос.

— Я из Котбуса. Это очень близко к Берлину. Я хорошо знаю Берлин. Там живет мой двоюродный брат. До войны вся семья собиралась на его дни рождения.

Мужчина из Котбуса начал рассказывать Гарри обо всех своих дядях, тётях, племянниках и племянницах, их характерах и профессиях.

Поезд приближался к Дубулти, морскому курорту Юрмалы. Первый лейтенант торопился сойти с поезда. В городе у него была назначена встреча. Он поблагодарил Гарри за приятную компанию и вышел.

Дорога до Тукумса заняла еще пятьдесят минут. К счастью, Гарри остался один. Выйдя в Тукумсе, он спросил у железнодорожника, как добраться до нужной ему улицы.

До дома Александра было всего несколько минут. Он нашел звонок и позвонил. Александр открыл дверь и сразу же узнал Гарри.

— Что означает этот маскарад? — спросил он.

— Сейчас всё объясню, и ты поймешь, что случилось. Где мы можем поговорить без помех?

— Заходи и расслабься. Ты ел что-нибудь сегодня?

— Почти ничего.

Александр дал ему хлеб и немного супа.

— Мы можем поговорить здесь, Гарри. Кроме глухой старухи, здесь никого нет.

Гарри рассказал Александру всю правду.

Александр внимательно слушал. Время от времени он задавал короткие вопросы. Выслушав рассказ Гарри, он сказал: — Я бы оставил тебя здесь, но Тукумс маленький городок, и он считается Judenrein. Лучше перестраховаться, поэтому маленьких городков лучше избегать. Здесь слишком много любопытных. Пару дней ты поживешь у меня. Послезавтра у меня выходной. Я поеду в Ригу и поговорю с сестрой, надеюсь, Анна согласиться, чтобы ты жил в нашей квартире. У нас две комнаты. Ты мог бы жить в моей комнате. Надеюсь, это так и будет.

Александр Кеслевский был ровесником Гарри. И тому и другому было двадцать пять лет. Александр, как и Гарри, был лингвистом. До оккупации он учился на филологическом факультете университета Лодзи. Он хорошо знал немецкий и планировал писать диссертацию о стилистических особенностях поэтических произведений Генриха Гейне, но из-за войны и немецкой оккупации ему пришлось отложить работу над диссертацией.

Гарри это было хорошо знакомо.

Когда он учился в немецкой средней школе, учитель литературы объявил классу, что после рождественских каникул они будут изучать поэзию и прозу выдающегося немецкого поэта Генриха Гейне. Но уже через неделю Гитлер стал канцлером. Сразу после прихода Гитлера к власти учитель заявил, что Гейне был декадентским еврейским писателем и поэтому изучать его они не будут.

Во время оккупации Кеслевский пытался скрыть тему своей диссертации. Если бы нацисты ее узнали, у него могли быть проблемы.

Семья Кеслевских была родом из Польши; они переехали в Ригу из Лодзи в 1938 году. Юзеф Кеслевский, глава семьи, был инженером-текстильщиком. В Риге он смог найти работу в своей области. Его жена Данута была наполовину еврейкой; Гестапо узнало об этом и потребовало ее стерилизации. Юзеф и Данута жили недалеко от фабрики на окраине Риги. И Юзеф и Александр предвидели немецкую агрессию; оба надеялись, что в Латвии они будут в безопасности. Но история не совпала с их ожиданиямии.

Александр и Анна довольно редко навещали своих родителей. Все были заняты. Двадцати-двухлетняя Анна училась на курсах медицинских сестер. Получив диплом, она устроилась медсестрой в одну из рижских больниц.

Александр сдержал своё обещание и в первый же выходной поехал в Ригу. Вернулся он в приподнятом настроении. Анна согласилась прятать Гарри в их квартире пока это будет необходимо. Она ждала его на следующий день и специально для этого попросила на работе выходной.

Перед отъездом Александр дал Гарри денег на поезд и на такси. Не без оснований он посоветовал Гарри не ходить пешком от Центрального вокзала до улицы Валню.

— Я позвоню Анне и спрошу о тебе. Мы даже придумали секретный код: Я буду спрашивать ее о зубной боли, а ее ответы покажут мне что с тобой происходит. Как только у меня будет достаточно времени, я приеду и навещу вас обоих.

Гарри купил билет и сел в поезд. В Булдури, на курорте Юрмала, поезд остановился на пару минут. Вошли несколько человек. Среди них Гарри увидел знакомое лицо. Но он не сразу разобрал, кто это. Наконец он узнал высокого мужчину, который пытливо на него смотрел. Это был его бывший школьный товарищ, барон Бенедикт фон Тизенхаузен. Бенедикт происходил из аристократической прибалтийской семьи. Его предки были высокопоставленными сановниками при царском дворе. В воспоминаниях Гарри Бенедикт был порядочным человеком. В 1933 году, когда Гитлер пришел к власти, большинство студентов оказались активными сторонниками нацизма, но Бенедикт не был в их числе. В классе Гарри гитлеровцы написали на доске TAJ- Tod Allen Juden — Смерть всем евреям. Эти ученики еще в 1933 году предвидели что произойдет в 1941 году. Бенедикт фон Тизенхаузен игнорировал нацизм в школе. Он презирал Гитлера и его последователей. Однажды он сказал Гарри, что фюрер – всего лишь жалкий клоун. Но в сложившейся ситуации Гарри решил, что лучше не начинать разговор с Бенедиктом. Так или иначе, барон уже перешел в другое купе.

__________________________________________________________

Это первая глава из повести «Над водой» Леонида (Леона) Космана («Above Water» by Leon Kossman). Повесть была написана на немецком и опубликована на английском. Перевела с английского Нина Косман

Об Авторе:

411px-Leonid_Kossman
Леонид Косман
Рига/Москва - Нью-Йорк

Леонид Косман (1915 — 2010) — советско-американский лингвист, филолог, германист; автор учебников немецкой фразеологии и английского словоупотребления и грамматики для русскоязычных; журналист (в эмиграции). В феврале 1918 г. его семья эмигрировала из большевистской России в только что ставшую независимой Латвию. С двухлетнего возраста говорил на трёх языках — русском, немецком и латышском. После окончания немецкой гимназии учился в Латышском университете; одновременно работал театральным критиком в латышской газете «Cīņa». Eму удалось покинуть Латвию за три дня до оккупации Риги нацистской армией. Все оставшиеся члены его семьи, включая жену Терезу Якоби и мать Рут Бренсон, погибли в Холокосте в Риге. 27 июля 1942 года под Старой Руссой был тяжело ранен в голову. Для изъятия пули была сделана трепанация черепа без наркоза. После войны окончил аспирантуру филологического факультета Московского университета. Много лет преподавал немецкий язык и литературу в ИнЯзе им. Мориса Тореза. В течение этого периода были опубликованы его статьи по немецкой филологии и два учебника для студентов, изучающих немецкий язык. (Первый, «Deutsche Phraseologie», изданный в 1964, был его кандидатской диссертацией). Они стали классическими учебниками для нескольких поколений студентов, изучающих немецкий язык во всех регионах Советского Союза. С женой и двумя детьми эмигрировал из Советского Союза в 1972 году. Преподавал немецкий язык и литературу в Case Western Reserve University в Кливленде (1973-1974). Переехав в Нью-Йорк, работал журналистом; сотрудничал как с русскоязычными (парижская «Русская мысль» и пр.), так и с немецкоязычными газетами — Staats-Zeitung и Aufbau. Подписывал свои статьи в газетах псевдонимами. В конце 1970-х написал шесть учебников английского словоупотребления и грамматики, ставшими очень популярными среди русскоговорящих. Роман «Над водой» был написан на немецком, переведен на английский и опубликован на английском в 2003 («Above Water» by Leon Kossman).

Leonid Kossman Леонид КосманЛеонид
Книжная полка
Ян Пробштейн

Новый сборник стихов Яна Пробштейна.

Илья Перельмутер (редактор)

Международный электронный журнал русской поэзии в переводах. В каждом номере публикуются поэтические тексты на иностранных языках.

 

Илья Эренбург

Подборка поэзии Эренбурга, впервые изданная на английском языке. Переводы Анны Крушельницкой.

William Conelly

Сборник детских стихов.
«West of Boston» —  стихи для детей с очаровательными иллюстрациями художницы Нади Косман. Стихи для детей написаны поэтом Уильямом Конелли. На английском.

Мария Галина

Седьмой сборник стихов Марии Галиной, завершенный ровно за день до начала российского вторжения в Украину. Двуязычное издание; переводы Анны Хальберштадт и Эйнсли Морс.

Александр Кабанов

Первый двуязычный сборник стихов Александра Кабанова, одного из крупнейших поэтов Украины, предоставляет читателю возможность ознакомиться со стихами, предсказывавшими — а ныне и констатирующими — российскую агрессию против Украины.

Видеоматериалы
Проигрывать видео
Poetry Reading in Honor of Brodsky’s 81st Birthday
Продолжительность: 1:35:40
Проигрывать видео
The Café Review Poetry Reading in Russian and in English
Продолжительность: 2:16:23

Also in Prose:

Leonid Kossman. Above Water. Riga Ghetto Museum
Riga Ghetto Museum
Leonid Kossman. Escape from the Ghetto

 
CHAPTER 1 (from “Above Water”)

At eight o’clock sharp Harry stood on a corner of the “little ghetto.” That was where he was ordered to wait for an SS man he had spoken to in the afternoon. Harry was worried. Perhaps this rendezvous was a joke that could cost him his life.

Harry had realized that hard labor for the German war machine was going to break him down completely in a couple of months. He had made up his mind to escape from the Nazi hell.

More than three months ago, his mother had been marched to a “special camp” along with thousands of Jewish women, children, and disabled. Harry had a foreboding that he would never see his mother again.

It was a risky trick Harry was going to play to get out of the “little ghetto,” where able-bodied Latvian Jewish men spent the night. The “big ghetto” was now occupied by Jews from Austria and Germany.

He had noticed a young SS man who seemed rather approachable. Harry told him that he knew of a Riga apartment in which the former Jewish owners had hidden a lot of valuables.

Now, it was already past eight. Harry was nervous and despondent. But there they came — the SS man and his comrade.

Harry had not expected such a positive reaction to his hint. The Germans gave Harry an SS uniform and army boots. They ordered him to put them on.

Then they got into a military vehicle and soon reached the city center. The SS man driving the car asked for directions to the building that had the mysterious treasures.

Having arrived near the building, on the corner of Matisa and Krishyana Barona Streets, Harry asked the Germans to wait for a couple of minutes. He would find out if the apartment was still empty. The Germans trusted him. They didn’t have any suspicion that the Jewish prisoner might fool them.

Harry had known this building since childhood. There is an entrance on Krishyana Barona Street and another around the corner on Matisa Street. If you know the long hall connecting both entrances, you can enter the building on Krishyana Barona Street and leave it on Matisa Street.

That was exactly how Harry got rid of the Germans. He left the building on Matisa Street and went on towards the medieval part of Riga. To get there he had to pass Adolf Hitler Street, formerly known as Liberty Street. His way led him to the boulevard with its big monument erected in honor of Latvian independence. There were not many people on the street. Nobody paid attention to the fast-walking SS man.

On his way, Harry imagined how enraged the two Nazis would be—fooled by him, a Jewish prisoner— and how they would curse him. He was aware that having outsmarted the SS men was only the beginning of a risky path to freedom.

Harry reached the building on Valnyu Street, where an old friend of his, Alexander Kieslowski, had lived before the German occupation.

He had made Alexander’s acquaintance at Riga University several years ago. Alexander hated any kind of totalitarianism. But who could know how people might react to unexpected requests in these terrible times?

Harry was taking chances by visiting Kieslowski, but there was no way to avoid it.

At the entrance to the three-story building where Alexander had lived, Harry waited for a short while. He felt his heart pounding. Once he had calmed down, he climbed the steep stairs. He rang the bell.

The door was opened by Alexander’s sister Anna. He hadn’t seen her in more than a year. She didn’t recognize him. She seemed perplexed by his SS uniform. Probably she couldn’t make out the connection between his familiar features and the uniform he was wearing. He said, “I’m Harry, Alexander’s friend. Last spring Alexander introduced me to you in the city park near the University. I shared your and Alexander’s company at a garden restaurant. Despite this uniform, I’m not a Nazi. I’ll explain everything to Alexander as soon as I see him.”

“Now I remember you,” Anna replied. “Please come in. I haven’t forgotten you. We had a very good and interesting conversation in the city park last year.” She smiled warmly, obviously relieved to hear Harry’s explanation.

“Is Alexander at home?” Harry asked.

“Alexander left for Tukums in February. He got a job there. Do you want to visit him there?”

“Yes, I would like to. Could you give me his address?”

Anna wrote down Alexander’s address on a piece of paper and gave it to Harry.

Unexpectedly, she asked him, “Do you have enough money for the trip?”

Harry felt great relief. Of course, he had no money at all. He said, “I’m so sorry, Anna. I haven’t got a single penny. As soon as possible, I’ll pay you the money for the train to Tukums.”

She smiled, giving him the money, and said, “As soon as the war ends, and if we are still alive, you’ll invite Alexander and me to the same garden restaurant where we got acquainted and had such a good conversation. Good luck.”

Harry reached the railroad station in about fifteen minutes. He knew where to check the train schedules. A train for Tukums was leaving in ten minutes. He bought a ticket and found his platform. The train arrived and Harry got into an empty compartment. He had hoped to be left alone, but he had to share his compartment with unwelcome company: A minute before the train was to leave, a Wehrmacht officer, a first lieutenant, saw him and got into his compartment.
They exchanged the “Heil Hitler” salute. The officer asked rather politely if Harry minded sharing his company.

From the officer’s pronunciation of the German “R” Harry concluded that he was from Berlin or its surroundings.

Harry smiled and kept silent. A conversation with the Wehrmacht officer could take a sinister turn for him. But the first lieutenant turned out to be rather talkative. His first question was related to Riga.

“How do you like the city?”

“It’s not bad at all. It’s an old Hanseatic city. It was founded at the beginning of the thirteenth century.”

“You are very knowledgeable. Where are you from?”

Harry had expected this question. “I’m from Koenigsberg.”

He knew that in Koenigsberg German pronunciation was the same as in Riga.

His response seemed to satisfy the German officer. He said he had visited Koenigsberg before the war. He wanted to know where Harry had lived.

Without batting an eye, Harry said, “On Kant Street.”

He knew that the German philosopher had taught at Koenigsberg University, so his reply was quite plausible.

There was a short pause in the conversation, but it was clear enough that the Wehrmacht officer was extremely garrulous. Harry realized that he had to take control of the conversation. Therefore he asked the first lieutenant if he was from Berlin.

“Why do you think so?”

“You have a Berlin accent,” Harry said.

The first lieutenant seemed glad he’d been asked this question.

“I’m from Cottbus. It’s very close to Berlin. I know Berlin well. A cousin of mine lives there. Before the war, the whole family would get together on his birthday.”

The man from Cottbus started telling Harry about all his uncles, aunts, nephews, and nieces, their characters and their occupations.

The train was approaching Dubulti, a Yurmala seaside resort. The first lieutenant was in a hurry to get off the train. He had an appointment there. He thanked Harry for his good company and off he went.

It took an additional fifty minutes to reach Tukums. Fortunately Harry was left alone. When he got off in Tukums, he asked a railroad man how to get to the street he needed.

It took only a few minutes to reach Alexander’s house. He rang the bell. Alexander opened the door, and he recognized Harry instantly.
“What does this masquerade mean?” he asked.

“I’ll explain it to you and you will understand my situation. Where can we talk undisturbed?”

“Come in and relax. Have you eaten anything today?”

“Almost nothing.”

In a couple of minutes, Alexander gave him bread and some soup.

“We can talk here, Harry. Besides a deaf old woman, there is nobody here.”

Harry told Alexander the whole truth.

Alexander listened attentively. From time to time he asked a brief question. After having heard Harry’s story, he said, “I would keep you here, but this is a small place, and there is even a sign that Tukums is judenrein.∗ To play it safe, we should avoid this small town. There is too much curiosity here. For a couple of days you will stay with me. The day after tomorrow I’ll have a day off. I’ll go to Riga and speak with my sister Anna about keeping you in our apartment. We have two rooms. You could live there in my room. I hope it will be all right.”

Alexander Kieslowski was the same age as Harry. Both were twenty-five years old. Alexander was—like Harry—a linguist. Before the occupation, he had studied at the Language Department of Lodz University. He knew German well. He had planned to write a dissertation on the stylistic peculiarities of Heinrich Heine’s poetic works.

Because of the war and the German occupation, he had to postpone his dissertation plans. Heine was anathema for the Nazis. In 1933, when books written by Jews, antifascists, and democrats were being burnt by the Hitlerites, Heine’s works were condemned by the Fuehrer and his followers. Heine was an archenemy as he was not only Jewish, but had satirized German narrow-mindedness in many of his works.

Harry knew it too well.

When he had attended a German high school, his literature teacher told the class that, after the Christmas vacation, they would start studying the poetry and prose of the eminent German poet Heinrich Heine. But a week later, Hitler became chancellor. Immediately after Hitler seized power, Harry’s teacher declared in front of the class that Heine had been a decadent Jewish writer and they wouldn’t study him.

During the occupation, Kieslowski tried to conceal the topic he had planned for his dissertation. If the Nazis got to know about it, he could get into trouble.
The Kieslowski family had come from Poland: They moved from Lodz to Riga in 1938.

Jozef Kieslowski, the head of the family, was a textile engineer. In Riga, he got a managerial job in his field. His wife Danuta was half Jewish. The Gestapo got to know about it and demanded that she be sterilized. Jozef and Danuta lived in a house not far from the factory in the outskirts of Riga.

Both Jozef and Alexander had foreseen the German aggression. They had hoped to find security in Latvia. But history took another turn.

Alexander and Anna went to see their parents rather seldom. Everybody was busy. The twenty-two- year-old Anna had attended courses for medical nurses. She got her diploma and was hired as a nurse in a Riga hospital.

As Alexander had promised, he went to Riga on his day off. He returned in high spirits. Anna had agreed to hide Harry in their apartment, as long as it would be necessary. She was expecting him the following day, and would take the day off.

Before Harry’s departure, Alexander gave him money for the train ticket and for a taxi. With good reason, he advised Harry to avoid walking from the Central station to Valnyu Street.

“I’ll call Anna to ask about you. We’ve even made up a secret code: I will ask her about her toothache, and her answers will show me how you are. As soon as I have enough time, I’ll come and visit you both.”

Harry bought a ticket and boarded the train. In Bulduri, a Yurmala resort, the train stopped for a couple of minutes. Several people got on. Among them Harry saw a familiar face. But he couldn’t make out who it was. Then he recognized the tall civilian who had looked at him inquisitively. It was his former schoolmate, Baron Benedict von Tiesenhausen. Benedict was the descendant of an aristocratic Baltic family. His ancestors had been high dignitaries at the Czar’s court. Harry remembered Benedict as a decent fellow. In 1933, when Hitler came to power, most students turned out to be active supporters of Nazism, but Benedict was not among them. In Harry’s class, the Hitlerites wrote on the blackboard TAJ—Tod Allen Juden—Death to all Jews. These students had foreseen in 1933 what would happen in 1941. Benedict von Tiesenhausen had ignored Nazism at school. He despised Hitler and his followers. He once told Harry that the Fuehrer was just a miserable clown. In the current situation, Harry refrained from starting a conversation with Benedict. In any case, the baron had already moved to another compartment.
 

This excerpt is from “Above Water,” a novel by Leon (Leonid) Kossman. The novel was originally written in German and translated into English by the author.

About the Author:

411px-Leonid_Kossman
Leonid Kossman
Riga/Moscow - New York

Leonid Kossman (1915-2010) was a Soviet-American linguist, philologist, and Germanist; author of textbooks on German phraseology and English word usage and grammar for Russian speakers; and a journalist (in exile). In February 1918, his family emigrated from Bolshevik Russia to the newly independent Latvia. He spoke three languages – Russian, German, and Latvian. After graduating from a German gymnasium, he studied at the University of Latvia; at the same time, he worked as a theater critic for the Latvian newspaper Cīņa. He was able to leave Latvia three days before the Nazi army occupied Riga. All remaining members of his family perished in the Holocaust in Riga. On July 27, 1942, he was severely wounded in the head near Staraya Russa. After the war, he completed his graduate studies at the Philological Faculty of Moscow University. He taught German language and literature at the Maurice Thorez Institute (Moscow’s InYaz) for many years. During this period, his articles on German philology and two textbooks for students of German were published. They became classic textbooks for several generations of German language students in all regions of the Soviet Union. With his wife and two children, he emigrated from the Soviet Union in 1972 and arrived in the US in 1973. He taught German at Case Western Reserve University in Cleveland. After moving to New York, he worked as a journalist; he collaborated with Russian-language newspapers such as Russkaya mysl (Paris) and with German-language newspapers such as Staats-Zeitung and Aufbau. He signed all his newspaper articles with pen names. In the late 1970s, he wrote six textbooks of English vocabulary and grammar, which became very popular among Russian speakers in the late 1970s and the 1980s. This excerpt is from his novel “Above Water”. (“Above Water” by Leon Kossman, originally written in German and published in English in 2003).

Leonid Kossman Леонид Косман
Bookshelf
by Yulia Fridman

A book of poems by Yulia Fridman.

“I have been reading Yulia Fridman’s poems for a long time and have admired them for a long time.” (Vladimir Bogomyakov, poet)

by Nikolai Zabolotsky

A collection of early poems by Zabolotsky, translated into English by Dmitri Manin. “Dmitri Manin’s translations retain the freshness of Zabolotsky’s vision.” – Boris Dralyuk

by Art Beck

A collection of essays and reviews by Art Beck. “These pieces are selected from a steady series of essays and reviews I found myself publishing in the late aughts of the still early century.”

by Alexis Levitin

In this collection of 34 short stories, author Alexis Levitin, travel set in hand, takes the reader on a journey across several continents – and even into space – exploring the joys of chess and its effect on the lives of those who play.

by Aleksandr Kabanov

A book of wartime poems by Alexandr Kabanov, one of Ukraine’s major poets, fighting for the independence of his country by means of words and rhymes.

by Mark Budman

Every character in these twenty-two interlinked stories is an immigrant from a place real or imaginary. (Magic realism/immigrant fiction.)

Videos
Three Questions. A Documentary by Vita Shtivelman
Play Video
Poetry Reading in Honor of Brodsky’s 81st Birthday
Length: 1:35:40