Нина Косман. Вундеркинд

Также в рубрике Проза:

Нина Косман. Вундеркинд
Нина Косман. Вундеркинд

Толик был вундеркиндом. Дети его возраста еще играли в куклы и игрушечные машинки, не подозревая о существовании букв, а он уже бегло читал не только слова, но и целые предложения. Миссис Хейз, учительница детского сада, мисс Руви, учительница по чтению в первом классе, и миссис Кауфман, учительница второго класса, по очереди сидели с Толиком в дальнем углу классной комнаты, не успевая переворачивать страницы учебника чтения для шестого класса. Слова, быстрые и округлые, как отшлифованные морем гальки, скатывались с его языка, занимали своё место в предложении, замедляли бег на запятых, останавливались полностью на точке. Он читал, как взрослый, с пониманием и интересом, а не просто тупо озвучивал слова, как это часто бывает с маленькими детьми. Мистер Злотник, директор школы, миссис Шамос, школьный социальный работник, и миссис Фрэнк, советник по образованию, после одного урока с Толиком, стали упоминать его имя на районных собраниях комитета по образованию. «Наш маленький гений» звали они его.

Гордость небольшой приходской школы, маленький Толик стал в руках мистера Злотника оружием в битве за средства. Он стал щитом, который защищал их школу от небытия (небытие, в случае школы, приравнивалось к недостатку средств, увольнению учителей и закрытию дверей). Это был необыкновенно трудный период для приходских школ – они исчезали, как редкие виды пчел в период глобального потепления, неспособные продолжать борьбу против «фабрики» государственного обучения.

Во второй половине года миссис Гершон, специалист по психологии одаренных детей, решила написать детальный отчет о вундеркинде в министерство образования. За исключением необыкновенного дара чтения, Толик был абсолютно нормальным ребёнком, утверждала она в своём отчете. Что касается его дара, она заметила следующую особенность: Толик мог читать только в присутствии взрослого. Оставшись один, он молча смотрел на страницу и интересовался только картинками, как обычный трехлетний ребенок. Открытие миссис Гершон было подтверждено другими специалистами из комитета по образованию; затем, неохотно, и сотрудниками школы. По поручению миссис Гершон, миссис Хейз вручила Толику книгу, осталась с ним на пару минут, завороженно слушая его абсолютно взрослое чтение, затем вышла, оставив его одного, в середине предложения, поощряя из-за двери: «Продолжай, Толик. Давай посмотрим, ведь интересно – что будет дальше?» Но дальше ничего не было. Толик полностью терял свой дар, пока миссис Хейз, мисс Руви или миссис Кауфман не садились рядом с ним, держа в руках левую сторону книги, так чтобы ему были видны обе стороны, а не только правая, которая лежала на его маленьких коленях.

Родители Толика, владельцы небольшого русского гастронома на Оэшен авеню, мало что могли сказать внушительному отряду психологов и учителей, достаточно часто отрывающих их от работы, чтобы успеть им надоесть. Ни мать, ни отец не считали чтение полезным времяпрепровождением, тем более что сын был слишком юн для чтения. В этом возрасте надо в кубики играть, а не книги читать, говорили они, ну а если уж на то пошло, лучше бы сын их отличался успехами в арифметике – для бизнеса цифры важнее чтения, сын-вундеркинд как-то не вязался с подсчетом прибыли. Кроме того, им казалось, что повышенное внимание взрослых к дару ребенка испортит его характер, превратит его в маленького, надменного профессора, свысока глядящего на отца и мать.

Когда психологи и учителя пришли к выводу, что Толик не читал, более того, даже не знал букв, что его дар был ещё более редким, чем просто умение читать в очень раннем возрасте, мать отвела мальчика к старухе, жившей в темном, вонючем подвале за два квартала от дома. Она потребовала, чтобы ведьма взяла обратно то, что когда-то дала её мальчику, так как им ни к чему этот так называемый дар, сделавший из нормального ребенка какого-то вундеркинда (мать морщилась, произнося это слово). Им нужна обычная яблоня, которая даёт простые хорошие яблоки – да, повторила она, яблоки, а не какие-то экзотические фрукты вроде манго. Мать добавила, что если после сегодняшнего визита мальчик станет нормальным, то русский магазин обязуется бесплатно поставлять еду старухе три дня в неделю. Когда мать закончила говорить, старуха покружила по своей маленькой сырой квартире, вздыхая на каждом шагу, затем села на плетеный стул, поставила Толика рядом, поднесла руку ко лбу мальчика и некоторое время держала ее там, почти не касаясь его лба, шепча какие-то слова; время от времени её шепот переходил в крик. Мальчик сидел, закрыв глаза, больше похожий на мумию, чем на мальчика. Она кончила шептать, смочила палец во рту, коснулась его лба, прямо над точкой, где почти сходились брови, велела ему встать и уйти.

Теперь, когда миссис Хейз, мисс Руви или миссис Кауфман сидели рядом с Толиком с открытой книгой в руках, заманивая его волшебными картинками или увлекательным сюжетом, он безучастно смотрел на страницу, не в состоянии отличить одну букву от другой. Два года спустя школа проиграла длительную битву за выживание. Толик стал ходить в государственную школу, в которой из года в год учителя назначали его в самую отстающую группу по чтению. В пятнадцать лет он бросил школу, чтобы помочь родителям создать ресторан в отреставрированном вестибюле жилого дома, том самом, в котором все еще жила старуха, когда-то излечившая его от ненужного дара. Все эти годы она получала бесплатные обеды от русского магазина, три дня в неделю, в обязательном порядке. Обеды доставлял ей теперь уже большой Толик, когда-то обладавший редким даром чтения слов и целых предложений, скрытых в душах чужих людей.
 

(Рассказ был впервые опубликован в журнале Новый берег.)

Об Авторе:

Нина Косман
Нина Косман
Нью-Йорк, США

Нина Косман (aнгл. Kossman) С 1973-го живет в США. Поэт, прозаик, художник. Издано девять книг на русском и английском, в том числе три сборника стихов, два сборника рассказов и роман. Стихи и проза переводились с английского на французский, испанский, греческий, японский, иврит, персидский, итальянский, датский и голландский. Публикации на русском языке в журналах Знамя, Урал, Новый Журнал, Волга, Интерпоэзия, Артикуляция, Новый Берег, Среда и пр. Изданы две книги английских переводов стихов Марины Цветаевой. Роман «Царица иудейская» был сначала опубликован на английском языке в Англии под псевдонимом NL Herzenberg, потом переведен на русский.

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в telegram
Поделиться в email
Книжная полка
Виктор Енютин

Сборник стихов Виктора Енютина, русского поэта и прозаика, проживающего в Сиэтле. Енютин эмигрировал из СССР в 1975. Издательство «Кубик» (Сан Франциско, 1983).

 

Анна Крушельницкая

В этом сборнике эссе автор из России и США пишет о советском и постсоветском: сакральном, обыденном, мало обсуждаемом и часто упускаемом из виду. Какими были советские школьные танцы? Ходили ли советские люди в церковь? Слушали ли Донну Саммер? И как вообще можно завивать волосы горячей вилкой?

Видеоматериалы
Проигрывать видео
Poetry Reading in Honor of Brodsky’s 81st Birthday
Продолжительность: 1:35:40
Проигрывать видео
The Café Review Poetry Reading in Russian and in English
Продолжительность: 2:16:23

Nina Kossman. Prodigy
Nina Kossman. Prodigy

Little Tolik was a prodigy. He could read words and whole sentences, while other children his age were still playing with blocks and toy trains, only vaguely aware that such things as letters even existed. Mrs. Hase, the kindergarden teacher, Miss Ruvi, who taught the first grade, and Mr. and Mrs. Kaufman, the second and third grade teachers, took turns sitting with Tolik in the far corner of the nursery room, a third-grade reader open on his lap. Quick and round, like smooth pebbles, words rolled off his tongue, formed themselves into sentences, paused at a stop sign of a period or a comma. He read like an adult, with comprehension and interest, not just blankly sounding out words as children often do. Mr. Zlotnick, the principal, Ms. Shamov, the school social worker, and Mrs. Frank, the guidance counselor, after a short reading session with Tolik, brought up his name at district meetings. “Our little genius”, they called him.

The pride of the small parochial school, little Tolik became, in Mr. Zlotnick’s able hands, a weapon in a battle for funds. He became a shield that protected the Tomer School from the imminent danger of closing, while other small parochial schools were extinguished, three in one year alone, unable to continue the competition against “the factory”, as they called it, of public schooling.

In the second half of Tolik’s first year at Tomer, the gray-haired Mrs. Gershon, specialist in psychology of gifted children, sat down to write an extensive report on the prodigy. Except for his reading prowess, Tolik was an absolutely normal little boy, she maintained. As for his gifts, she noted one little peculiarity: Tolik could read only in the presence of an adult. When left to himself, he stared blankly at a page, like any other three-year-old. Mrs. Gershon’s discovery was checked and corroborated by other professionals from the district, and then, reluctantly, by the staff of the Tomer School. Instructed by Mrs. Gershon, Mrs. Hase would hand little Tolik a book, stay with him for a couple of minutes as he made his way into a story, then leave him while he was in the middle of a sentence, encouraging him from the other end of the room. “Go on, Tolik. Let’s see now, what happens next?” But next there was nothing. Tolik could read nothing at all until the moment Mrs. Hase or another adult returned and sat next to him, holding one side of the book, while the other side rested on his small lap.

Tolik’s mother and father, owners of a small Russian deli on Ocean Avenue, had little to say to the imposing array of psychologists and teachers. Both of them learned to read English late in their lives. They knew enough to do store accounts, but they were not educated people, they said, and they were not sure that so much attention to their boy’s gift would not ruin his character, turn him into a haughty little professor who would look down on mom and dad.

When a panel of psychologists and teachers reached the conclusion that Tolik did not read, did not even know his letters, that his gift was of a more special nature than previously suspected, his mother took the boy to an old woman in a dark, smelly apartment building two blocks down the street. She demanded that the witch take back whatever she has given to the boy that had made him so unusual——an apple tree that bore mango instead of good simple apples. The mother added that if the boy would become a normal little boy after this visit, the Russian deli would deliver a free meal to the woman, three days a week. When the mother finished talking, the old woman circled around her small dank apartment, sighing at every step. Then she sat down on a wicker stool and had Tolik sit opposite her. She raised her hand to the boy’s forehead and held it there, not quite touching it. Words rushed out of her mouth in a forceful whisper. The boy sat still, eyes closed, so still, he looked more like a mummy than a boy. She whispered some final words, moistened her finger in her mouth, touched with it the middle of his forehead, right above the point where his eyebrows almost met, and told him to stand up and leave.

From that day on, whenever Mrs. Hase or Miss Ruvi or Mr. and Mrs. Kaufman sat down next to Tolik with an open book in their hands, enticing him with beautiful pictures or a fascinating plot, he stared blankly at а page, unable to tell one letter from another. Two years later the Tomer School lost its long battle for survival. Tolik went to a public school where, year after year, teachers assigned him to the lowest reading group. At fifteen, he dropped out of school to help his parents set up a restaurant in а renovated lobby of the apartment building where the wizened old woman still lived. All those years, she had her free lunches from the Russian deli, three days a week, without fail, and was served personally by big Tolik who had once known the rare thrill of helping himself to words and whole sentences hidden in other people’s minds.

 

(Originally published in Wind,  a paper magazine.)

About the Author:

Nina Kossman
Nina Kossman
New York, USA

Nina Kossman (Нина Косман) is a bilingual writer, poet, translator of Russian poetry, painter, and playwright. Her nine published books include three collections of poems in Russian and English, two books of short stories, an anthology she edited for Oxford University Press, and a novel. Her work was translated from English into French, Spanish, Greek, Japanese, Hebrew, Persian, Chinese, Russian, Italian, Danish, and Dutch. Her Russian poems and short stories have been published in major Russian literary magazines in and outside of Russia. Her plays were produced in the US, England, and Australia. Two volumes of her translations of Marina Tsvetaeva’s poetry are in print.

Share on facebook
Share on twitter
Share on telegram
Share on email
Nina Kossman Нина Косман
Bookshelf
by Evgeny Pinelis

Evgeny Pinelis, an intensive care physician in a  New York City hospital, was born in Moscow to a family of doctors, graduated from medical school, and works in the United States. “Vsyo Nichevo” (literal translation: “All Nothing” or “Everything’s Okay”) is his debut book.

by Ali Bader

A novel by Ali Bader, an award-winning Iraqi novelist, essayist, poet, scriptwriter, and journalist who has written ten novels that won 5 Arabic literary awards, several works of non-fiction and two poetry collections. Author of the novel <em>Papa Sartre</em> (AUC Press, 2009). Ali Bader, who had covered the Middle East as a war correspondent, lives in Belgium.

Videos
Play Video
Poetry Reading in Honor of Brodsky’s 81st Birthday
Length: 1:35:40
Play Video
The Café Review Poetry Reading in Russian and in English
Length: 2:16:23