Кармен–Франческа Банчу. Побег

Также в рубрике Проза:

vfleeing-father-aterflucht-gebunden
Кармен–Франческа Банчу. Побег

XVI

Домой – это значит к отцу. Моей матери уже давно нет в живых. Я и раньше была сиротой.

Симпатия, нежность и теплота делают характер слабым.

Свидетельствуют о плохом воспитании. Мелкобуржуазном.

В восемь лет мне подарили наручные часы. Это был единственный день рождения, который я помню. Все остальные дни рождения были обычными днями. Просто получала, наконец, то, что и так было нужно.

Мне никогда не дарили то, что я хотела сама. Единственный ребенок не должен быть избалован. Чтобы не причинить ему вред. Чтобы он не скатился до мелкобуржуазного, эгоистического поведения. У всех девочек в нашем доме были такие красивые коляски для кукол! Как я хотела себе такую же!

Отношения Румынии с Китаем тогда еще были в порядке. Это можно было видеть и по моим игрушкам. У меня было очень много механических игрушек из Китая, мать очень гордилась ими. В шесть–семь лет я не думала о политике и ничего не хотела знать о пропаганде и хороших отношениях с коммунистическим Китаем. Коляска для кукол как у Юлианы, из Германии, казалась мне намного лучше, и мне очень хотелось такую же.

Мои родители в один голос заявили мне, что ожидали от меня большего понимания, чем от других детей. Что я должна научиться отказывать себе и не идти на поводу каждого желания. Быть хозяйкой своих желаний. Владеть собой. Показать силу воли. Потому что мы — Новые Люди. Люди Новой Эпохи. Мы сильнее природы. Мы, дети партии, должны быть примером для других.

Я не знаю, все ли дети должны были выслушивать эти проповеди. Но все девочки рано или поздно получали эту треклятую коляску для куклы. Эту белую капиталистическую коляску. Эту коляску, воспитывающую вялость, лень, и портящую детей. Но зато у меня появился багги.

Багги. Зеленый. Такой поносно зеленый, что мне было стыдно. Мне и так должно быть стыдно, говорил отец. Потому что я не умела отказывать себе. И то, что у родителей Юлианы есть родственники на Западе, это плохо.

Не знаю, не тогда ли уже было решено с закатом социализма, когда девочки из партийного дома получили декадентские коляски для кукол.
— Увидишь, что вырастет из твоей дочери, если будешь беспрекословно выполнять все ее желания, — сказал отец, когда мать проявила слабость, сдалась и купила мне „коляску для куклы“. Багги. Зеленого цвета.

Я очень рано отвыкла от своих желаний. Мне не хотелось китайских игрушек. Мне хотелось коляску для куклы и простой кукольный чайный набор. Но этого я так никогда и не получила. Ни одной из этих броских вещей, стоящих у нас за витриной, я никогда не хотела иметь. Меня никогда не спрашивали, а потом вдруг сразу две из них появлялись, как сюрприз.

— Ты разве не рада? — спрашивала мать.

Я очень рано разучилась радоваться. Мне никогда не хотелось ни медведя с барабаном, ни медведя с фотоаппаратом, ни продавца мороженого с тележкой, ни маленького китайца на велосипеде. И ни одной из тех игрушек, которые нужно было заводить ключиком, чтобы они постоянно кружились в узком кругу и замирали всегда в одной и той же позе. С поднятой рукой. С фотоаппаратом перед глазами. С поднятой барабанной палочкой.

Мне никогда не хотелось этих игрушек, хотя мать так гордилась нашей коллекцией. Мне разрешалось брать их с застекленной полки и показывать,

демонстрировать, если кто-то приходил в гости. Но это случалось не часто. А просто так мне не разрешалось играть с ними, они могли сломаться.

Китай, Венгрия, Югославия и так далее. Считалось, что коммунистический лагерь стал единым. Тогда еще не было Пражской весны. Но даже мы, дети из партийного дома, знали, что все это было неправдой. Радио Тираны вещало об империалистическом Советском Союзе и ревизионистских китайцах. Я не могу вспомнить, что думал об этом отец. А мать думала так: этим маленьким албанцам платят русские, чтобы подчеркнуть свободу мнений в коммунистическом блоке. Доказать демократию. Этим маленьким албанцам. Они преувеличивают. Слишком серьезно к себе относятся.

Антирусские настроения распространялись все шире. Как только наши освободители покинули страну, шепот недовольства стал еще отчетливее. Что, мол, русские стащили наши сельхозпродукты, полезные ископаемые и нефть. Пока нефть еще была здесь . После этого мы импортировали свою собственную нефть. Только немного дороже. Такие вот голоса стали слышны.

Что получили от нас китайцы, я не знала. Но я знала, что наши китайские братья делали море игрушек. Весьма усердно. Вручную. Чтобы детям румынских товарищей было во что играть. И чтобы миллионы маленьких китайцев получили работу, и имели возможность есть свою ежедневную порцию риса палочками для еды. И чтобы каждый китаец один раз в год имел возможность купить себе костюм.

— Это коммунизм, — говорил отец.

Моя подруга Мелитта и я, мы слушали его с открытым ртом.

Отношения Румынии с Китаем были тогда в порядке. Они были даже отличными, когда новый генеральный секретарь Коммунистической партии, который сам себя провозгласил президентом, человек гордый, привез из Китая Новые веяния. Культурную революцию. Подарок Мао. Вскоре после Пражской весны. Подарок от профессиональных революционеров. С поездки в Китай началась дружба с Большим Братом. С тех пор каждый маленький китаец стал братом каждого маленького румына. Но конечно, на каждого китайца не хватило. С тех пор анекдотов про китайцев в румынском фольклоре стало больше. И это тоже был показатель братства. Братства по несчастью. Только, чтобы маленьким китайцам было еще поганее. При желании, можно употребить и превосходную степень этого наречия. Для албанцев.

Культурную революцию нужно было строго охранять. Поэтому была снова введена цензура. Очень хотелось построить китайскую стену. Но это не подходило нашей Specific Național. Нас опять выручила национальная гордость. Ограничились колючей проволокой.

Vigilența. Бдительность.

Смерть. Серость. Депрессия. Сотни слов были запрещены. Это было позитивно настроенное общество, угрожающее всем нам. Негативными последствиями.

Времена менялись. Сохранять связь с внешним миром требовало мужества.
 

Перевeли на русский Татьяна Пахолкова и Влад Пряхин

______________________________________________________________________________

Бегство (нем. Vaterflucht) — первая часть трилогии «Оптимисты» Кармен-Франческа Банчу, немецкой писательницы румынского происхождения. Роман написан на немецком языке. Когда юная дочь высокопоставленного коммунистического чиновника бунтует против своего патриархального отца и отказывается от предначертанного пути Нового Человека / идеального гражданина, воплощающего в себе качества, необходимые для реализации видения утопической коммунистической системы в Румынии, она оказывается в точке невозврата. В книге Бегство (нем. Vaterflucht) рассказывается о мужественном пути молодой женщины, борющейся за свободу и индивидуальность в условиях коммунистического режима в Румынии. С помощью творчества и силы воли она противостоит экстравагантно жестокой дегуманизации, имеющей корни в идеологии, и в конце концов реализует себя — со всеми сопутствующими самореализации победами и потерями. Гипнотический стиль Банчиу, её скупой и бесстрастный язык красноречивы и эмоционально пронзительны. Книга обращена ко всем, кто в какой-то момент своего жизненного пути искал самопознание, прощение или надежду на исцеление в борьбе с идеологией.

Об Авторе:

1. Carmen Francesca photo
Кармен–Франческа Банчу
Берлин, Германия

Кармен–Франческа Банчу родилась в Румынии. В последние годы коммунистического режима её произведения были под запретом цензуры. Переехала в Берлин в 1990 году по приглашению программы DAAD Berlin Artists-in-Residence. С тех пор живет в Берлине и пишет на немецком языке. Получила множество литературных премий; совсем недавно ее роман Lebt wohl, Ihr Genossen und Geliebten был номинирован на Немецкую премию книги 2018 года (DBP). Четыре ее книги были переведены на английский.

Кармен–Франческа Банчу Carmen-Francesca Banciu
Книжная полка
Осип Мандельштам

Этот сборник, составленный, переведенный и отредактированный поэтом и переводчиком Яном Пробштейном, предлагает англоязычной аудитории подборку самых любимых стихотворений Осипа Мандельштама (1891-1938).

Kristina Gorcheva-Newberry

Четыре подростка становятся неразлучными в последние дни существования Советского Союза, но не все из них доживут до наступления нового мира в этом дебютном романе, написанном по мотивам «Вишневого сада» Антона Чехова.

Марк Будман

В потерянной подушке спрятан жемчуг, который, кроме всего прочего, может быть ингредиентом эликсира молодости. Толкователь снов и болезней по прозвищу Деда, очаровательная мошенница Пенелопа и и ее невежественный приятель Петр борятся за обладание жемчугом и, соответственно, подушкой. Еще несколько человеческих и не очень человеческих существ готовы за него убить. Каждый герой этих двадцати двух взаимосвязанных рассказов — иммигрант из реальных или воображаемых миров. (Магический реализм/рассказы об иммигрантах.)

 

Виктор Енютин

Сборник стихов Виктора Енютина, русского поэта и прозаика, проживающего в Сиэтле. Енютин эмигрировал из СССР в 1975. Издательство «Кубик» (Сан Франциско, 1983).

 

Анна Крушельницкая

В этом сборнике эссе автор из России и США пишет о советском и постсоветском: сакральном, обыденном, мало обсуждаемом и часто упускаемом из виду. Какими были советские школьные танцы? Ходили ли советские люди в церковь? Слушали ли Донну Саммер? И как вообще можно завивать волосы горячей вилкой?

Нина Косман

Сборник стихотворений. Издательство «Художественная литература». Москва: 1990.

Видеоматериалы
Проигрывать видео
Poetry Reading in Honor of Brodsky’s 81st Birthday
Продолжительность: 1:35:40
Проигрывать видео
The Café Review Poetry Reading in Russian and in English
Продолжительность: 2:16:23

Also in Prose:

Carmen-Francesca Banciu. Fleeing Father
Book covers of the English and the German edition of "Fleeing Father"
Carmen-Francesca Banciu. Fleeing Father

XVI

Home means to my father. My mother died a long time ago. I have always been an orphan. Affection, tenderness, and warmth weaken character.

They indicate poor upbringing. They are petit bourgeois.

When I was eight, I got a wristwatch. It’s the only birthday I still remember. Otherwise, birthdays were like any other day. One just got something that one needed anyway.

I never got what I wished for. One shouldn’t spoil an only child. Should not endanger it. Should not let it slide into the petit bourgeois, selfish behavior. The girls in our building all had such beautiful doll carriages. I, too, longed for one of them.

Romania’s relations with China were still good back then. That could be seen in my toys. I had lots of mechanical toys from China, which my Mother was proud of. I was not yet political when I was six or seven, and I didn’t want to know anything about propaganda and good relations with Communist China. To me, a doll carriage, like the one Juliana got, a doll carriage from Germany, seemed much better, just what I wished for.

Both of my parents explained to me that more understanding was expected from me than from other children. That I had to learn to abstain and not give in to every whim. Be my own master. Control my- self. Show my strengths. Because we were supposed to be the New Humans. The people of the New Era. Stronger than nature. We, children of the Party, had to be an example for all the others.

I don’t know whether all of the children of the PCR block got this lecture. But at some point, all of the girls had these damned doll carriages. These capitalist white carriages. The ones that promoted comfort, laziness, and degeneracy. And at some point, I, too, got a buggy.

A buggy. A green one. So toilet-door green that I was ashamed. I should have been ashamed anyway, Father said. Because I couldn’t abstain. It was bad enough that Juliana’s parents had relatives in the West.

I don’t know whether the fall of Communism had already been determined at the time when little girls of the PCR-Block got their decadent doll carriages. You’ll see what will become of your daughter if you grant her every wish, said my father when my mother got weak, gave in, and bought me a doll carriage. A buggy. A green one.

I had given up on wishing very early on. Chinese toys, I did not want them. I wanted a doll carriage and a simple doll tea set. But I never got that. I wanted none of those flashy things that were in our glass vitrines. I had never been asked, and so they came as a surprise. Aren’t you happy, Mother asked.

I’d given up enjoying things very early on. The bear with the drum that I had never wished for. Not even the bear with the camera. Nor the ice cream vendor with his truck. Nor the Chinese man with the bicycle. And none of those objects that one had to wind up with a key, so that they circled on and on in their narrow world, always frozen in the same position. With a raised hand. With a camera in front of the eyes. With a drum in the air.

I had never wished for any of these toys, even if Mother was so proud of our collection. I was allowed to take it out of the glass vitrine, and show t when someone came to visit. But that rarely happened. Otherwise, I was not allowed to play with them — they shouldn’t break.

China, Hungary, Yugoslavia, and so on. One would think the entire Communist bloc was in agreement. This was before the Prague Spring. But even we children of the PCR-Block knew that wasn’t true. Radio Tirana spoke of the imperialistic Soviet Union and the revisionist Chinese. I can’t remember what Father thought of that. Mother’s thoughts, however, I remember. These little Albanians were paid by the Russians to emphasize freedom of expression in the Communist bloc. To display democracy. These little Albanians. They exaggerate. They take themselves too seriously.

The mood against the Russians began to spread more and more. Once the liberators had left the country, the murmurs became more and more distinct. That the Russians had taken away our agricultural products, mineral resources, and oil. As long as our oil was still there. Afterward, we reimported our oil. Only slightly more expensive murmured the voices.

What the Chinese got from us, I didn’t know.

But I knew that our Chinese brothers made lots of toys. Very efficiently. By hand. So that the children of their comrades in Romania would have something to play with. And so that millions and millions of little Chinese people could get work and eat their daily rice with chopsticks. So that every Chinese person could get a new suit every year.

That is Communism, my father said.

My friend Melitta and I listened to him with our mouths agape in amazement.

Romania’s relations with China were good back then.

They were even good when the new General Secretary of the Communist Party proclaimed himself President, the proud man who brought us the New Spirit from China. The Cultural Revolution. A gift from Mao. Shortly after the Prague Spring. A gift from professional revolutionaries. With a trip to China, our fraternization with the Giant Brother began. From then on, every little Chinese man was the brother of every little Romanian. But of course, some Chinese went away empty-handed. There were more and more jokes about the Chinese in Romanian folklore. And that indicated a kinship. A kinship in suffering. Only the little Chinese people were much worse off.

But when one wanted to point at someone even worse off, there they were. The Albanians. The Cultural Revolution had to be strictly protected. That’s why censorship was reinstituted. We had to build a Chinese Wall. But that didn’t fit with our Specific Național Goal. National pride had saved us once again. It stayed with the barbed wire. Vigilenţa. Vigilance. Death. Gray. Depression. Hundreds of words were banned. It was a positively minded society that threatened us. With negative effects.

Times have changed. Being connected to the outside world was suddenly a brave act.

Translated from German by Elena Mancini and Catharine J. Nicely

__________________________
About the novel:

Fleeing Father / Vaterflucht is the first part of Trilogy of the Optimis by Carmen-Francesca Banciu, a German Writer of Romanian origin.The novel was written in German. When the precocious daughter of a high-ranking Communist official rebels against her patriarchal father and renounces the preordained path of the New Human – the ideal citizen who would embody the qualities needed to fulfill the vision of the utopian Communist system in Romania, she comes to a point of no return. Fleeing Father chronicles the courageous journey of a young woman’s struggle for freedom and individuality under the Communist regime in Romania. Through art and sheer strength of will, she resists the extravagantly cruel dehumanization wrought by the ideology she was made to represent and achieves selfhood – with all its concomitant triumphs and losses. Banciu’s hypnotic style and sparse and unsparing language is eloquent and emotionally penetrating and speak to all those who, at one time or another, had sought self-discovery, forgiveness, and a hope of healing in the face of psychological and ideological divisions.

About the Author:

Carmen-Francesca Banciu
Carmen-Francesca Banciu
Berlin, Germany

Carmen-Francesca Banciu, born in Romania, was banned from publication during the last years of the Communist regime. She moved to Berlin in 1990 on the invitation of the DAAD Berlin Artists-in-Residence program. She lives in Berlin as a freelance writer and writes in German. Banciu has received numerous literary prizes and scholarships; most recently, her novel Lebt wohl, Ihr Genossen und Geliebten was nominated for the 2018 German Book Prize (DBP). Four of her books were translated into English.

Share on facebook
Share on twitter
Share on telegram
Share on email
Carmen-Francesca Banciu Кармен-Франческа Банциу
Bookshelf
by Victor Enyutin

A book of poems in Russian by Victor Enyutin (San Francisco, 1983). Victor  Enyutin is a Russian writer, poet, and sociologist who emigrated to the US from the Soviet Union in 1975.

by Anna Krushelnitskaya

This collection of personal essays by a bi-national Russian/U.S. author offers glimpses into many things Soviet and post-Soviet: the sacred, the profane, the mundane, the little-discussed and the often-overlooked. What was a Soviet school dance like? Did communists go to church? Did communists listen to Donna Summer? If you want to find out, read on!

by Anna Krushelnitskaya

“Cold War Casual” is a collection of transcribed oral testimony and interviews translated from Russian into English and from English into Russian that delve into the effect of the events and the government propaganda of the Cold War era on regular citizens of countries on both sides of the Iron Curtain.

by Nina Kossman

A collection of poems in Russian. Published by Khudozhestvennaya literatura. Moscow, 1990.

by Julia Wiener

Julia Wiener’s novels focus on those moments when illusory human existence collapses in the face of true life, be it spiritual purity, love, old age, or death.

by Evgeny Pinelis

Evgeny Pinelis, an intensive care physician in a  New York City hospital, was born in Moscow to a family of doctors, graduated from medical school, and works in the United States. “Vsyo Nichevo” (literal translation: “All Nothing” or “Everything’s Okay”) is his debut book.

Videos
Play Video
Poetry Reading in Honor of Brodsky’s 81st Birthday
Length: 1:35:40
Play Video
The Café Review Poetry Reading in Russian and in English
Length: 2:16:23