Владимир Жбанков. Ретрит

Также в рубрике Проза:

treesandbushes
Исаак Левитан. Деревья и кусты (фрагмент), 1885
Владимир Жбанков. Ретрит

ОЧЕРК ИЗ БУДУЩЕЙ КНИГИ О ЖИЗНИ В КИЕВЕ И ОКРЕСТНОСТЯХ В 2022 ГОДУ

1

Во время наше странное, незнакомое, взять и просто так отдохнуть — стыдно. Нужно же делать что-то, соответствовать происходящему. Однако естественные желания и, что важнее, возможности соблазняют отвернуться ото всего, обратить взор внутрь и как-то если не поговорить с собой, так хотя бы послушать. Для подобных потуг человечество придумало прекрасный компромисс: «ретрит». Ты вроде как не отдыхать едешь, а работать над собой. Вот и я решил попробовать. Откровенно говоря, меня соблазнило одно условие: во время всего мероприятия надо молчать. Или, как выражаются организаторы, «уйти в молчание». Интернета нет, разговаривать нельзя, с утра до ночи духовные практики. Последнее несколько смущало, но — молчание! За это и правда стоит заплатить. И это же не отдых, а, если так можно выразиться, образовательное мероприятие. Мероприятие проходило под славным городом Ржищев. Организаторы не обманули. Связи нет, занятия с раннего утра и до ночи. Медитации, беседы с собственными потрошками и будущими останками, стояние и лежание на гвоздях. Лежание я проспал, а вот при стоянии… В ходе этой процедуры предполагалось невероятное расслабление тела, ума, души и прочих тонких сущностей — а у меня так свело ногу, что еще пару недель после я носил свою хромоту в качестве духовного диплома. Семинар, назовем это так, был не очень долгим. Две ночи, два с половиной дня. В первый вечер по традиции всех обносили деревянной миской с записками от предшественников. Нужно взять случайную бумажку и прочесть предсказание или совет от одухотворившихся. Мне достался совет сходить в лес. Мол, он волшебный. После гвоздей нога болела так, что хотелось выть на луну, перекинуться оборотнем и загрызть овцу (стол на мероприятии был исключительно вегетарианский). Кое-как подремав, проснулся в пять утра. Мелкий дождик, тепло, связи нет, надежд нет. Даже на сон. Делать совершенно нечего. Пора идти в лес. Не пошел, а повлекся. Лес и правда оказался интересный. Никаких елок-березок. Грабы, буки, что-то еще из разряда элитной мебели. Организаторы говорили, что лес непростой, надо запоминать дорогу. И тут не обманули. В подлеске выломал себе палку из сушняка, или, как мне мнилось: «посох». И пошел по мокрой, склизкой дороге вверх. Целью моей был Днепр. Бабушка говорила, что в дождь купаться теплее всего. А горячей воды в нашей садыбе не было, ну или не нашел. Думаю, дойду, искупаюсь да и приступлю к духовным практикам с относительно чистыми телом и душой. Лесная дорога плавно превратилась в тропинку. Это было приятно, учитывая подъем, стало существенно менее скользко. Разнообразная биота: неведомые растения, слизняки, птички, что-то шуршащее, беспокоящее кусты развлекали и отвлекали от руин внутреннего мира и отчаяния. Вскоре вышел на вершину холма. Поляна, но не поляна. Кладбище. Маленькое, как школьный класс. Могил тридцать. Вот же, подумал, не лень было тащить и зимой, и летом на холм гробы. Походил, посмотрел, и правда — и зимой, и летом. Много табличек сохранилось. Старое кладбище. Заброшенное. Но тут понял, что не такое уж старое. Даты смерти — начало двухтысячных. Просто заросло все. Да и сам не новый, тоже зарос. Посидел, покурил, побеседовал с наиболее симпатичными могилами, да и пора. До Днепра оказалось метров сто пятьдесят. Сразу за вершиной холма нашелся берег. Искупаться явно не судьба. Обрыв, метров семьдесят или больше. Красиво, а спуститься не получится. Дождик, все склизкое, аж блестит. Что поделать. Остается вновь покурить, задумчиво глядя на течение большой воды, да и пойти обратно. Дождь все каплет, то чуть сильнее, то почти перестает. Спасибо, что дождевик не забыл. Под ним немножко прело, но уютно. Закурив, я обернулся, надеясь найти какое-нибудь бревно, пенек или кочку, чтобы присесть. И земля стала уходить из-под ног. Совершенно буквально. Размокший берег стал обваливаться, шурша. Без мыслей, даже без удивления, я протянул посох и зацепился им за тонкое дерево. Земля потеряла свои обычные свойства твердой почвы. Ноги довольно сильно и настойчиво тянуло вниз. Мокрые руки скользили по необработанной палке, однако сучки больно, но эффективно останавливали мое падение. Мне кажется, все заняло не более чем вдох и выдох. Я повис, карабкаться вверх очень не хотелось. Отнимешь руку — сползешь вниз. Начнешь трепыхаться — палка держится на дереве одним сучком, она не выдержит. Повисел так какое-то время. Это не сон, проснуться не получится, что-то делать нужно, хоть и очень неприятно, что так случилось. Мелкими и, насколько получалось, плавными движениями я стал подтягивать себя по посоху вверх. Опять же больно, но альтернатива — свалиться в кучу грязи где-то внизу — мне не нравилась. Самой кучи я не видел, дождевик заслонял обзор, но и крутить головой как-то не хотелось. Уж очень непрочной была моя опора. Довольно долго так мучился, но таки достиг дерева. Выбрался и посмотрел наконец-то вниз. В целом все верно решил. Высоко. Даже если бы и выжил при падении, шансов нет. Вода рядом. Скорее всего, оказался б в реке и тушкой доплыл бы до ближайшего шлюза, сгинув на радость многим.

2

После чудесного спасения сил оставалось немного. Как-то доковылял до кладбища, присел прямо на могилке. Рассказал о своих бедах покойнице. Фотография на кресте выцвела, но мне показалось, что она смотрела на меня сочувственно и чем могла поддерживала мои и без того пошатнувшиеся устои. Повлекся дальше. Надо вернуться к ретриту, ополоснуться хоть как-то. Переодеваться не во что, грязь счистить не получится, хотя бы размажу, не так заметно будет. Конечно, обратной дороги я не нашел. Вышел в поле. Его я точно не проходил. Развиднелось, стало припекать. Красота. С одной стороны поле подсолнухов, с другой — хмеля. Посреди всего этого я, с посохом, весь в подсыхающей грязи. Так и пошел потихоньку. Сигареты заканчиваются, направление я уже потерял. Надо выйти к жилью, там разберемся. Так довольно долго я хромал и обозревал удивительные красоты, виды, облака и мокрую дорогу под ногами. И пришел в город Ржищев. Город Ржищев славен не только историей, но и боеготовностью. Документов у меня с собой нет, выгляжу как лесное чудище, пришедшее то ли на покаяние, то ли взыскующее младенцев для пожирания. Многие бдительные граждане и сотрудники оборонительных служб спросили меня: откуда взялся такой красивый, что нужно и не пора ли мне на подвал. Отвечал я просто. Примерно как классик: «Я ежик, я упал в реку…» Мол, заблудился, позвоните моему духовному гуру, он объяснит. Многие действительно звонили, никто плохого слова не сказал. Гуру был занят. Стоял на гвоздях с учениками. Так я и мыкался по городу, страшный, уставший, пекло неимоверно, а дождевик снять не получалось — прилип. Человек-парник. Добрые люди приносили мне стакан воды. Предлагали кров и хлеб. Но цель моя была — вернуться. Сегодня воскресенье, ретрит заканчивается вечером. Нужно успеть на трансфер до дома. Не то чтобы у меня были там какие-то очень важные вещи, но очень хотелось завершить квест, как планировалось. Планы — это не моя сильная сторона, но все же. Так и бродил я, неприкаянный, пока не выбрел на церковь. Вышел я в начале шестого утра, а теперь уже после полудня. Там заканчивалась служба. Я присел на лавку в сенях. Это было прекрасно. Лавками города оборудованы плохо и редко. А если и найдется лавочка — она уже занята. В мероприятии участвовали: священник, примерно пять прихожанок и помощница священника. По завершении они вышли в сени, и я рассказал о том, что я ежик. Священник распорядился подать всем по рюмке святой воды. Я выпил и не задымился. Прочие поступили так же. После этого появилась возможность диалога. Прошел, так сказать, верификацию. Священник оказался моим ровесником, в резиновых тапках, строгость его шла лишь от должности. Так-то он походил на молодого Сарумана, еще не поседевшего. Зазвал на чай. Оказалось, что тут целый монастырь, которым он заведует. Малонаселенный, но много плодово-ягодных культур произрастает. Попили чайку, в процессе мой священник дозванивался до моего гуру. Гуру мой учился в Индии, посещал много святых мест и людей. Теперь ставит обычных людей на гвозди. В перерыве видит много пропущенных звонков от жителей города Ржищев. И входящий звонок: «Архимандрит Тихон». И соответствующую аватарку. Архимандрит в силах.

— Заберите свою блудную душу, — повелевает Тихон моему гуру.

3

Так еще часок попили чайку, поговорили. Нашлось много общего, интересного. Ко мне прислали такси, и, пока ехал, понял. Действительно далеко ушел. Часа полтора ехали по знакомым полям с хмелем и подсолнухами. Вернувшись, рассказал эту историю. Я все еще был в некотором кураже и позвонил Тихону. Он записал голосовуху:

— Истинная правда.

 

Об Авторе:

Владимир Жбанков
фото: Лиза Жбанкова
Владимир Жбанков
Киев, Украина

Владимир Жбанков родился в 1985 году в Москве, с 2015 года живет в Киеве. Автор двух сборников стихотворений: «Третья азбука» и «Спичка» (Киев, Лаурус: 2019, 2022). Тексты опубликованы в изданиях «Пролог», «Знамя», «ШО», «Интерпоэзия», «Полутона» и др. В 2022 году отказался от эвакуации. Работал волонтером при обороне Киева. Позже — координатор проекта по поиску и помощи украинским военнопленным «Пошук.Полон».

 

Vladimir Zhbankov Владимир Жбанков
Книжная полка
cover. not too heavy. Carlos. RoseFront
Carlos Penela

Двуязычный сборник избранных стихотворений Карлоса Пенелы, выдающегося галисийского поэта. Его ранние сборники стихов на галисийском языке были опубликованы в Галисии (Испания).

100 pms war
Юлия Немировская (редактор)

В этой антологии, составленной Юлией Немировской, представлены стихи русских поэтов, выражающие неприятие войны против Украины. Стихи на русском с английскими переводами.

1. Dislocation
Юлия Немировская (ред.) Анна Крушельницкая (ред.)

Антология стихов о войне между Россией и Украиной. Двуязычное издание (на русском и английском).

Видео
Проигрывать видео
Разговоры о книгах. Новая книга Зинаиды Палвановой
Продолжительность: 12 min.