Лев Ревуцкий. Экономические заметки

Также в рубрике Эссе:

1. images
Лев Ревуцкий. Экономические заметки

Мои мысли, сердце и горести с народом Украины, с людьми. Ни о чем не думается. Все же, смею предположить, экономика — не последнее дело. Не первое, когда идёт война, конечно. Но, когда-то придётся думать и об экономических последствиях этой трагической «спецоперации». Это мой анализ экономической ситуации.

Часть первая: США

Не успела страна оправиться от последствий пандемии, как война, развязанная Россией против суверенной Украины, во многом, смешала экономические карты. Очевидно, что экономические последствия для США будут менее значимыми чем для европейских стран. Тем ни менее, американцам придётся столкнуться с определенными последствиями конфликта.

В первую очередь это коснётся цен на нефть, зерно, уголь, удобрения, металлы. Все это даст толчок росту цен буквально на все. Не удивлюсь, если инфляция через несколько месяцев будет находиться на уровне 7-8% в годовом измерении. Для США и Европы наступит, вероятно, стагфляция — стагнация экономики вкупе с высокой инфляцией. В инвестиционном сленге есть выражение “double bottom” или «двойное дно». Первое «дно» было достигнуто после короткой рецессии в марте — июне 2020 года (пандемия). Что касается второй рецессии — говорить рано, слишком мало времени прошло с момента начала военных действий в Украине и сопутствующих экономических изменений в мире. Повторюсь, ждёт ли нас экономическая рецессия или нет — сказать сложно, но если и ждёт, эта рецессия будет относительно короткой. На то есть несколько причин:

1. Доля России в мировой экономике ничтожно мала. До санкций ее доля составляла, примерно, 1.5-2%. После — и того меньше. Ее значение в экспорте энергоносителей, металлов и зерна — значительно. Прекращение экспорта металлов, угля, сырья, зерна взвинтит цены, но постепенно дисбаланс рассосётся, хотя нас может ожидать десятилетие более дорогих цен на commodities, чем в предыдущую декаду.

2. Коллективный Запад (пока) сплочен как не был никогда со времён «холодной» войны. Эта сплоченность распространится на совместные экономические усилия по сдерживанию цен на зерно и энергоресурсы.

3. Уже сейчас достигнут технологический прогресс, когда на создание (например) автомобиля, требуется на 25% меньше энергозатрат, чем в 2004 году. Дальнейшие разработки позволят ещё больше сократить энергозатраты.

4. На восстановление Украины понадобятся миллиарды долларов. Это большая страна и по населению и по территории, поэтому вливание денег в восстановление инфраструктуры страны, даст толчок мировой экономике.

5. Американские законодатели и Федеральный Банк накопили огромный опыт работы с экономическими рецессиями. Я предполагаю что они, благодаря гибкой фискальной и монетарной политике, смогут смягчить (частично) последствия возможной стагфляции.

6. Ни один кризис не должен проходить без пользы. «Обрубив» импорт из России, Запад научится жить без российских нефти и газа, пока геополитика не изменится в пользу, по-настоящему, демократического режима на, некогда, 1/6 части мира. Это позволит сделать экономику США и Западной Европы менее уязвимой от импорта энергии из России. За все в жизни надо платить и коллективный Запад заплатит за своё длительное попустительство, недальновидность, политическую корректность, благодушие, нежелание портить отношения с Путиным дорогую цену. Но выйдет из этого кризиса более сильным и сплоченным.

Часть вторая. Россия

Российская экономика «уехала» домой. За границу, за кордон. Это не мои слова — авторство принадлежит Александру Невзорову. Но, это выражение «русская экономика вернулась домой», как никакое другое, блестяще характеризует уровень российской экономики.

Отступление. Экономика СССР была крайне малопродуктивна, с низкой производительностью труда, с огромными энергозатратами и слабой электроникой (по сравнению с Западом). Но экономика СССР была реальной. Она была в состоянии худо-бедно самостоятельно делать (часто по ворованной или импортной технологии) станки, домны, производить самолеты, поезда и вагоны метро, телевизоры, холодильники, автомобили и самокаты с велосипедами. Текстильные и обувные фабрики шили неуклюжую одежду и неудобную обувь. С обеспечением продовольствия действительно была беда. Но страна была, в определённой степени, самодостаточна. В промышленности и сельском хозяйстве работало до 2/3 населения. Не то сейчас.

Если бы меня попросили обозначить три основных экономических символа сегодняшней России, это были бы: маленький магазин или шаверма-киоск, нефтяная скважина и охранник-силовик, курсирующий между двумя объектами. Страна жила за счёт сырьевой ренты, покупая на доходы этой ренты иностранные технологии, электронику, машины, операционные системы, детское питание и люксовые брэнды из-за рубежа. Хуже того, производительная работа частично делалась иностранными специалистами (уедут), обученным и образованным средним классом-менеджерами (уедут) и на тяжелых работах (мигрантами). Последние, скорей всего, с падением курса рубля, тоже начнут выезжать. Россия была интересна западным странам как экспортёр сырья и относительно большой рынок в 145 миллионов людей, которых станет намного меньше. Эту экономическую шахматную партию нынешнее руководство провело из рук вон плохо. В стране почти не осталось промышленного производства. То что есть — от 50 до 90% зависит от иностранных технологий и компонентов. Даже вакцина «Спутник» на 75% состоит из закупаемых компонентов. Работают сельское хозяйство — голода не будет — и торговля. Плюс армия и силовые службы. И почти все. Те же знаменитые «Потемкинские деревни».

Даже в относительно успешном сельском хозяйстве, яйценоскость достигнута за счёт импортных кур. Высокие надои — за счёт чужеродных бурёнушек. Мальки для разведения рыб — и те «приплыли» издалека. Как приплыли, так и отплывут. Семена — импортируются. Корма для животных тоже.

В ближайшей перспективе встанет (частично) автопром, железнодорожное сообщение (поезда и программное управление работают на закупаемых из-за границы чипов). С самолётами ситуация аховая: количество рейсов сократится вдвое или втрое. Страшно представить медицинский сектор страны без импортных приборов и лекарств. Отечественных препаратов почти нет и их качество уступает западным аналогам.

Писать можно долго и факты известны всем. Скажу, лишь, что реальные последствия начнут ощущаться через уже 2-3 месяца. О безумии российского руководства говорят, хотя бы, два факта. Руководство страны не позаботилось о том, что бы забрать, примерно, $360 миллиардов Фонда национального благосостояния (кубышку) из банков США перед началом войны. Деньги эти арестованы, заморожены. А это половина всех сбережений в валюте и четверть годового дохода. Аналогично с золотом в банках Лондона. Чем они думали? По сравнению с нынешними, советское руководство были Платонами и Эйнштейнами. Те были крепкими профессионалами, к этим даже трудно подобрать определение. Одним росчерком пера перечёркнуты 20 лет жизни. За все придётся платить. И стране и режиму и людям.

Заключение. История, особенно экономическая, это моя страсть. Как любитель, как благодарный читатель, я много читал книг и статей по истории экономического развития России и других стран. Повторюсь, я не профессиональный историк. Но, даже мне, мало искушённому любителю, очевидны следующие факты:

1. Россия, с момента ее зарождения как отдельного государства, ВСЕГДА была страной с «догоняющей» экономикой и с огромной зависимостью от западных специалистов и технологий. С 16 века была в Москве «немецкая» слобода, где жили иностранные (не только немцы) специалисты. Очень и очень долго единственными врачами на Руси были «чужеземцы». Московский Кремль построил итальянский зодчий. Петербург — иностранные архитекторы. В российской армии и на флоте большой процент высшего командного состава и офицерства были иностранцы.

2. Вся русская культура базируется на западных, а не на «особых» русских ценностях. Это и балет и живопись и музыка и литература и театр. Только вобрав в себя культуру западной Европы и постоянно подпитываясь плодами этой цивилизации, Россия смогла создать богатую и разнообразную собственную культуру, а не наоборот.

3. Индустриализация в середине-конце 19-го века и в 30-х годах 20-го века, проводилась иностранными специалистами по иностранным технологиям. От постройки автомобильных заводов до железных дорог, до станкостроения — «родителями» были западные концессионеры и специалисты.

4. Географическая и культурная отдаленность в средние века от Европы, создали уникальный феномен в России: сочетание недоверия ко всему западному со слепым ему подражанием.

5. Имперский путь тяжёл, особенно в сочетании с пресловутыми «скрепами» и «особенностью» национального самосознания. Страна, где державное величие ставится выше нормальной жизни для своих людей, обречена на второсортность и низкий уровень жизни.

6. Россия была периферией Европы. В этом нет ничего обидного. Периферией являются и другие европейские страны. Проблема том, что почти ничего не сделано, чтобы перестать быть периферией.

7. В течение нескольких веков, когда в Западной Европе вовсю шёл Ренессанс, развивались торговля, ремёсла, появлялись новые технологии, творили Шекспир и Сервантес, уже 300 с чем-то лет работали университеты, Россия оставалась одной большой чёрной дырой. Контакты с западом были сильно ограничены, промышленности или местных специалистов почти не было. Лишь в начале 18-го века произошло знаменитое «прорубание окна в Европу». Скорее, форточки. Но, похоже, эта форточка стремительно закрывается опять. Форточка закрывается. Как для иностранцев, так и для россиян. Когда откроется — никто не знает. Зная происшедшее, трудно предположить, что кто-то из иностранного капитала или специалистов захочет вернуться в Россию. Даже, если двери откроются настежь.

P.S. Даже с такой малоэффективной экономикой, построенной на западных технологиях, Россия могла ещё очень долго существовать и функционировать, обеспечивая своим гражданам какой-то приемлемый уровень жизни. Не захотели работать, захотели воевать. Теперь все пойдёт по-другому. Гораздо хуже. Россия опять превращается в страну Московию, со своими опричниками, боярами, бедными крестьянами, смутой и бунтами. Пока не придёт другой царь.

Об экономическом будущем Украины я напишу позже, когда умолкнут пушки.

Об Авторе:

1. IMG_9221
Лев Ревуцкий
Сан-Хосе, США

Родился в Ленинграде (теперь Санкт-Петербург) в 1956, где и жил до 1989 года. Закончил институт в 1978, служил в армии, был «в отказе» 7 лет и эмигрировал в США в 1989 году. В Сан-Хосе живёт с 1996 года. Последние 25 лет работает финансовым консультантом. Женат, двое детей и трое внуков. Написана и опубликована детская книга (русская и английская версии) «Дорога в Попугайос или приключения Рэйчел и ее друзей в Амазонии».

Lev Revutsky Лев Ревуцкий
Книжная полка
Осип Мандельштам

Этот сборник, составленный, переведенный и отредактированный поэтом и переводчиком Яном Пробштейном, предлагает англоязычной аудитории подборку самых любимых стихотворений Осипа Мандельштама (1891-1938).

Kristina Gorcheva-Newberry

Четыре подростка становятся неразлучными в последние дни существования Советского Союза, но не все из них доживут до наступления нового мира в этом дебютном романе, написанном по мотивам «Вишневого сада» Антона Чехова.

Марк Будман

В потерянной подушке спрятан жемчуг, который, кроме всего прочего, может быть ингредиентом эликсира молодости. Толкователь снов и болезней по прозвищу Деда, очаровательная мошенница Пенелопа и и ее невежественный приятель Петр борятся за обладание жемчугом и, соответственно, подушкой. Еще несколько человеческих и не очень человеческих существ готовы за него убить. Каждый герой этих двадцати двух взаимосвязанных рассказов — иммигрант из реальных или воображаемых миров. (Магический реализм/рассказы об иммигрантах.)

 

Виктор Енютин

Сборник стихов Виктора Енютина, русского поэта и прозаика, проживающего в Сиэтле. Енютин эмигрировал из СССР в 1975. Издательство «Кубик» (Сан Франциско, 1983).

 

Анна Крушельницкая

В этом сборнике эссе автор из России и США пишет о советском и постсоветском: сакральном, обыденном, мало обсуждаемом и часто упускаемом из виду. Какими были советские школьные танцы? Ходили ли советские люди в церковь? Слушали ли Донну Саммер? И как вообще можно завивать волосы горячей вилкой?

Нина Косман

Сборник стихотворений. Издательство «Художественная литература». Москва: 1990.

Видеоматериалы
Проигрывать видео
Poetry Reading in Honor of Brodsky’s 81st Birthday
Продолжительность: 1:35:40
Проигрывать видео
The Café Review Poetry Reading in Russian and in English
Продолжительность: 2:16:23

Also in Essays:

Lev Revutsky.  Economic Notes
Lev Revutsky. Economic Notes

My thoughts, heart, and sorrows are with the people of Ukraine. with the people. Still, I daresay, economics is not the last thing on my mind. It is certainly not the first thing when there is a war. But, at some point, one will have to think about the economic consequences of this tragic “special operation. This is my analysis of the economic situation.

Part One: the U.S

No sooner had the country recovered from the consequences of the pandemic than the war unleashed by Russia against sovereign Ukraine, mixed up the economic cards. Obviously, the economic consequences for the U.S. will be less significant than for European countries. Nevertheless, Americans will have to face certain consequences of the conflict.

First of all, this will affect the prices of oil, grain, coal, fertilizers, and metals. All of this will push up the price of literally everything. I would not be surprised if inflation in a few months would be at an annual rate of 7-8%. For the U.S. and Europe, there will probably be stagflation – stagnation of the economy coupled with high inflation. In investment slang there is the expression “double bottom” or “double bottom. The first “bottom” was reached after a short recession in March-June 2020 (pandemic). As for the second recession – it is too early to say, too little time has passed since the start of military operations in Ukraine and the accompanying economic changes in the world. Again, it’s hard to say whether or not an economic recession awaits us, but even if it does, this recession will be relatively short. There are several reasons for this:

1. Russia’s share in the world economy is negligible. Before the sanctions, its share was about 1.5-2%. After the sanctions, its share is even less. Its importance in the export of energy, metals and grain is significant. The cessation of exports of metals, coal, raw materials, and grain will inflate prices, but gradually the imbalance will be resolved, although we can expect a decade of more expensive prices than in the previous decade.

2. The collective West is (for now) more united than it has been since the Cold War. This cohesion will extend to joint economic efforts to contain grain and energy prices.

3. Technological progress has already been made, where it takes 25% less energy to build (for example) a car than it did in 2004. Further developments will reduce energy costs even further.

4. It will take billions of dollars to rebuild Ukraine. It is a large country both by population and territory, so pouring money into rebuilding the country’s infrastructure, will give a boost to the global economy.

5. U.S. lawmakers and the Federal Bank have a lot of experience with economic recessions. I assume that they, through flexible fiscal and monetary policies, will be able to mitigate (partially) the effects of possible stagflation.

6. No crisis should pass without benefit. “Cutting off” imports from Russia, the West will learn to live without Russian oil and gas until geopolitics change in favor of a truly democratic regime in what was once 1/6 of the world. This will make the US and Western European economies less vulnerable to energy imports from Russia. There is a price to pay in life, and the collective West will pay a high price for its longstanding connivance, short-sightedness, political correctness, complacency, and unwillingness to spoil relations with Putin. But it will emerge from this crisis stronger and more united.

Part 2: Russia

The Russian economy has “gone home. Abroad, overseas. These are not my words – the authorship belongs to Alexander Nevzorov. But this expression “the Russian economy has come home” is a more brilliant description of the Russian economy than any other.

Digression. The USSR economy was extremely unproductive, with low labor productivity, huge energy costs, and weak electronics (compared to the West). But the USSR economy was real. It was able to make (often with stolen or imported technology) machine tools, blast furnaces, planes, trains and subway cars, televisions, refrigerators, cars, scooters, and bicycles. Textile and shoe factories made clumsy clothes and uncomfortable shoes. The food supply was indeed a disaster. But the country was, to a certain extent, self-sufficient. Up to two-thirds of the population worked in industry and agriculture. Not so now.

If I were asked to identify the three main economic symbols of today’s Russia, they would be: a small store or shawarma kiosk, an oil well, and a security guard shuttling between the two facilities. The country lived off the raw material rent, buying foreign technology, electronics, machines, operating systems, baby food, and luxury brands from abroad with the proceeds of this rent. Worse, the productive work was partly done by foreign specialists (leaving), trained and educated middle-class managers (leaving), and in hard jobs (migrants). The latter, most likely with the fall of the ruble, will also begin to leave. Russia was of interest to Western countries as an exporter of raw materials and a relatively large market of 145 million people, which will become much less. This economic chess game has been handled badly by the current leadership. There is almost no industrial production left in the country. What we have is 50 to 90% dependent on foreign technology and components. Even the vaccine Sputnik consists of 75% of purchased components. Agriculture – there will be no hunger – and trade work. Plus the army and the security services. And almost everything. Remember the famous “Potemkin villages”. Even in relatively successful agriculture, egg production is achieved at the expense of imported chickens. High milk yields are achieved at the expense of foreign fry. The fry for fish breeding – and they “sailed” from afar. They come and go as they came. Seeds are imported. Animal feed, too.

In the near future, the automobile industry and railways (trains and software control run on chips bought from abroad) will stop (partially). The situation with airplanes is a shame: the number of flights will be halved or tripled. It is scary to imagine the medical sector of the country without imported devices and medicines. There are almost no domestic drugs and their quality is inferior to their Western counterparts.
One can write for a long time, and the facts are known to all. I will only say that the real consequences will begin to be felt in 2-3 months. The insanity of the Russian leadership is evidenced by at least two facts. They did not take care to withdraw about $360 billion of the National Welfare Fund (money-box) from US banks before the war. That money has been seized, frozen. And that is half of all savings in currency and a quarter of the annual income. Similarly with the gold in the banks in London. What were they thinking? Compared to today’s leadership, the Soviets were Platons and Einsteins. Those were tough professionals, and it is hard to find a definition for this one. With one stroke of the pen, 20 years of our lives were erased. You have to pay for everything. For the country, for the regime, for the people.

Conclusion. History, especially economic history, is a passion of mine. As an amateur and an appreciative reader, I have read many books and articles on the history of the economic development of Russia and other countries. Again, I am not a professional historian. But, even to me, a little sophisticated amateur, the following facts are obvious:

1. Russia, since its inception as a separate state, has ALWAYS been a country with a “catching up” economy and huge dependence on Western specialists and technology. Since the 16th century, there was a “German” sloboda in Moscow, where foreign (not only German) specialists lived. Very, very long time the only doctors in Russia were “foreigners”. The Moscow Kremlin was built by an Italian architect. Petersburg was built by foreign architects. In the Russian army and navy, a large percentage of the high command staff and officers were foreigners.

2. All Russian culture is based on Western, not “special” Russian values. This includes ballet, painting, music, literature, and theater. Only by absorbing the culture of Western Europe and constantly fed by the fruits of this civilization, Russia was able to create a rich and diverse culture of its own and not vice versa.

3. industrialization in the mid-to-late 19th century and in the 1930s of the 20th century was carried out by foreign specialists using foreign technology. From building automobile factories to railroads to machine tools, the “parents” were Western concessionaires and specialists.

4. The geographical and cultural distance in the Middle Ages from Europe created a unique phenomenon in Russia: a combination of distrust of everything Western with blind imitation of it.

5. The imperial path is hard, especially when combined with the notorious “scrapes” and the “peculiarity” of national identity. A country where the greatness of power is placed above a normal life for its people is doomed to be second-rate and have a low standard of living.

6. Russia was the periphery of Europe. There is nothing offensive about that. Other European countries are also peripheral. The problem is that little has been done to stop being peripheral.

7. For several centuries, when Western Europe was in full swing of the Renaissance, trade, and crafts were developing, new technologies appeared, Shakespeare and Cervantes created, universities worked for over 300 years, Russia remained one big black hole. Contacts with the West were severely limited, there was little industry or local expertise. It was only in the early 18th century that the famous “window to Europe” was opened. More like a vent. But it seems that this vent is rapidly closing again.

The vent is closing. For foreigners and Russians too. No one knows when it will open. Knowing what has happened, it’s hard to assume that any of the foreign capital or professionals will want to come back to Russia. Even if the doors will open wide.

P.S. Even with such an inefficient economy, built on Western technology, Russia could still exist and function for a very long time, providing its citizens with some acceptable standard of living. They didn’t want to work, they wanted to fight. Now things will go differently. Much worse. Russia is turning back into Muscovy, with its oprichniks, boyars, poor peasants, turmoil, and revolts. Until another tsar comes.

As for the economic future of Ukraine, I will write about it when the guns are silenced.

About the Author:

Lev Revutsky
Lev Revutsky
San Jose, USA

Lev Revutsky was born in Leningrad in 1956. He graduated from the university in 1978, served in the Soviet Army, was denied the right to emigrate for seven years, and finally came to the US in 1989. Currently, he lives in San Jose where he works as an investment adviser. One of his books was “The Road to Parrot Country or the Curious Adventures of Rachel and Her Friends in Amazonia”, a bilingual children’s book.

Share on facebook
Share on twitter
Share on telegram
Share on email
Lev Revutsky Лев Ревуцкий
Bookshelf
by Victor Enyutin

A book of poems in Russian by Victor Enyutin (San Francisco, 1983). Victor  Enyutin is a Russian writer, poet, and sociologist who emigrated to the US from the Soviet Union in 1975.

by Anna Krushelnitskaya

This collection of personal essays by a bi-national Russian/U.S. author offers glimpses into many things Soviet and post-Soviet: the sacred, the profane, the mundane, the little-discussed and the often-overlooked. What was a Soviet school dance like? Did communists go to church? Did communists listen to Donna Summer? If you want to find out, read on!

by Anna Krushelnitskaya

“Cold War Casual” is a collection of transcribed oral testimony and interviews translated from Russian into English and from English into Russian that delve into the effect of the events and the government propaganda of the Cold War era on regular citizens of countries on both sides of the Iron Curtain.

by Julia Wiener

Julia Wiener was born in the USSR a few years before the Second World War; her youth was spent during the “Thaw” period, and her maturity coincided with the years of “Soviet stagnation”, which, in her case, ended with her emigration to Israel in the early 1970s. Her wartime childhood, her Komsomol-student youth, her subsequent disillusionment, her meetings with well-known writers (Andrei Platonov, Victor Nekrasov, etc.) are described in a humorous style and colorful detail. Julia brings to life colorful characters – from her Moscow communal apartment neighbors to a hippie London lord, or an Arab family, headed by a devotee of classical Russian literature. No less diverse are the landscapes against which the events unfold: the steppes of Kazakhstan, the Garden of Gethsemane, New York, Amsterdam, London.

by Julia Wiener

Julia Wiener’s novels focus on those moments when illusory human existence collapses in the face of true life, be it spiritual purity, love, old age, or death.

by Nina Kossman

A collection of poems in Russian. Published by Khudozhestvennaya literatura. Moscow, 1990.

Videos
Play Video
Poetry Reading in Honor of Brodsky’s 81st Birthday
Length: 1:35:40
Play Video
The Café Review Poetry Reading in Russian and in English
Length: 2:16:23