Лев Ревуцкий. Размышления у не парадного подъезда русской истории — прошлой и настоящей

Также в рубрике Эссе:

Лев Ревуцкий. Размышления у не парадного подъезда русской истории — прошлой и настоящей
Лев Ревуцкий. Размышления у не парадного подъезда русской истории - прошлой и настоящей

Часть первая. Уроки истории

Книга истории многих стран хранит страницы прошлого, которое эти государства хотели бы забыть навсегда или переписать набело. Есть надежда, что германский фашизм, японский милитаризм не повторятся. Конституция этих стран и ограничения, наложенные на эти страны, не позволят (я надеюсь) этим странам быть агрессорами и развязывать войны. В США после Вьетнамской и последующих войн (Ирак, Афганистан), постепенно менялась и меняется военная доктрина. Сейчас никто не может предположить как изменится траектория движения России после вторжения в Украину. Шансов гораздо больше на то что, на какое-то время, страна будет неизмеримо ближе к Северной Корее чем к Южной, ближе к Ирану, нежели к Азербайджану, у которого этнические и культурные корни с Турцией неизмеримо сильнее чем у России.
Чем, а точнее, кем эта война была инспирирована, объяснять не приходится. Гораздо важнее понять причины этой агрессии.

Часть вторая. На другом берегу реки

Ни для кого не секрет, что Россия, исконно обладающая богатейшими природными ресурсами, всю историю своего существования была страной, отстающей от развитых стран Европы.

Я не профессиональный историк, экономическая история мира, в том числе, России, это мое хобби или, даже, страсть. Поэтому, рискну предложить некоторые обобщенные исторические моменты, разделяющие Европу и Россию. Это разделение создало определённые отличия Европы от России. Я прочитал и не по одному разу множество книг на эту тематику, но выделю две: Маркиз де Кюстин «Путешествие по России в 1839 году» и «Россия XV-XVII веков». Книги эти бесценны по нескольким причинам, главная из которых состоит в показе и описании различий между Московией (Россией) и Западной Европой. Не удивлюсь, если эти книги признают в России сейчас крамолой.

И в 1839 году, когда Маркиз де Кюстин совершил свою длительную поездку по России, скрупулезно ведя дневник и, тем более, в 15-17 веках, Россия колоссально отличалась в плане культуры, быта, уровня развития технологии, искусств, науки от соседней Европы. В 15-17 веках, по типу правления и уровню гражданских свобод, Россия была ближе к Азии, нежели к Европе. Попытаюсь схематично описать чем же отличалась Россия от своих соседей.

1. Россию обошел Ренессанс. В то время когда в Западной Европе создавались творения Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, Караваджо, Сервантеса, Рабле, Де Молина, Шекспира и сотен других художников, скульпторов, писателей, композиторов, в России была чёрная дыра. Уже работали вовсю Коперник, Декарт и Галилео, а Россия оставалась страной, где процент грамотного населения был ничтожно мал.

2. Начиная с 14-го века в Европе открывались университеты и они являлись центрами знаний. К концу 17-го века их уже в Европе было множество. Они способствовали развитию науки и повышению грамотности. В России первый университет появился лишь спустя 400 лет после первого европейского. Грамотность, даже среди духовенства, была удручающей. Западные учебники и пособия были запрещены как ересь.

3. Судебная система в средневековой Европе, пусть, неэффективно, но все же стояла на страже закона. Вассалы могли и судили сюзеренов, лавочник или купец мог искать защиты в суде от самоуправства дворянина. Наследники (сыновья) впавшего в немилость Колумба, после его смерти судились с Испанской короной и выиграли тяжбу. Можно было себе представить, чтобы дети опального воеводы судились с Иваном Грозным? С Петром? С Екатериной? Были бы на колу или повешены.

4. Вертикаль власти — то что выстроено сейчас, в 21-м веке в России. Испанские дворяне говорили королю «ты первый среди равных», а для русских царей бояре, дворяне были Васьками, Гришками, которых можно было одарить или выпороть прилюдно. В европейских странах абсолютная власть монарха была ограничена, в том числе и благодаря институту рыцарства. В России его не было.

5. С началом промышленной революции все больше европейцев жило в городах. Российское население спустя почти тридцать лет после отмены крепостного права было сельским. В городах России в 1887 году проживало 12.5% (в Англии — более 40%). Уклад жизни в России ещё очень долго оставался сельским, патриархальным. По-настоящему, массовое переселение из сел и деревень в города в России произошло лишь в середине 50-х прошлого столетия.

Все это привело к тому, что в мировом товарообмене Россия торговала почти полностью своим сырьём, в обмен закупая технологии, приборы, знания и нанимая специалистов. Это привело к тому, что экономическое, научное и промышленное развитие страны почти полностью зависело от западных технологий.

6. Уклад жизни в России предполагал общинный способ жизни и производства, у европейца — индивидуальный. Это связано с тем, что экономическими центрами в Европе очень рано стали города. В населении Европы с определенного этапа стали преобладать, ремесленники, рабочие, купцы, торговцы, в то время как в России преобладало крестьянство. Психология горожан и крестьян сильно отличается. Равно, как и уклад жизни.

7. Ограниченность земли, отсутствие природных ресурсов, все это способствовало интенсивному развитию экономики передовых стран Европы. Россия развивалась экстенсивно, вплоть до последнего времени, уповая на природные ресурсы.

8. Россия, с момента централизации своей власти Иваном Грозным, была полицейским государством: от опричников до жандармов и сыска. Пушкин не мог выправить себе заграничный паспорт (сам царь Николай Первый был его цензор, он же и решал его судьбу). Жандармское управление проникало во все слои общества и иностранцы были под особым надзором и подозрением.

9. Начиная с 14-го века все области Европы были связаны товарно-денежными отношениями. Через Союз Ганзейских городов участвовали и Псков и Новгород, пока они не были закрыты Иваном III в 1494 году. Но, в целом, степень финансового и торгового обмена с Европой была незначительна. Экономически и географически Россия оказалась на обочине развития.

10. В области культуры (всем рекомендую прочесть книгу английского писателя Orlando Figes «Natasha’s Dance, a cultural history of Russia») Россия, восприняв западную культуру (живопись, музыка, драма, поэзия, балет, литература) стала абсолютно европейской по форме и содержанию, достигнув своего пика в 19-м веке. Своими успехами в области культуры Россия обязана талантам тех, кто ее прославил и своим учителям — европейцам, которые привезли в Россию и балет и оперу и живопись.

И тут мы приходим к ключевому пониманию, как мне кажется. Европейцы, начиная с варягов и греков, были учителями и проводниками европейских ценностей в России, включая византийскую ветвь христианства. Русскими царями и царицами, а также генералами, министрами и академиками были, зачастую, европейцы. Учиться тоже из России ехали в Европу: от царя до дворянских детей и до художников и студентов, инженеров и ученых. Царская Россия была отсталой, не всегда понятной, но частью европейского мира. Мало в какой другой стране была так велика доля иностранного капитала и иностранных специалистов, как в России до 1917 года. В самые сложные годы «холодной войны», СССР оставлял открытыми каналы для экономического, торгового, научного и культурного контакта с Европой. Но самые главные европейские ценности, такие как верховенство и равенство закона для всех, ценность человеческой жизни, превалирование личных свобод над интересом государства, защита частной собственности, не были усвоены Россией ни раньше, ни за последние тридцать лет. За экономическим успехом не последовал прогресс страны в сторону базовых свобод граждан. Право силы, право власти — ее жесткая вертикаль, по типу Николая Первого-Палкина — это была железная скрепа, на которой не было место ни гуманизму, ни уважения к личности, ни других свобод, которыми пользуется житель Европы.

Один простой факт, что «дети Кремля», Кремлевская челядь, пропагандисты, покупают собственность во вражеском лагере, никого, по какой-то странной причине, в России не удивляло?

Последние тридцать лет стали для России тем мостом (экономическим, культурным, технологическим), который соединил Россию с Западом. Для страны появилась уникальная возможность стать частью западной цивилизации. Такой же частью Европы и Запада, как Польша, Чехия или Румыния. Каждая из этих трёх перечисленных стран, с разной степенью успеха, смогли интегрироваться в европейскую и мировую экономику. Казалось бы, этот процесс необратим. Как он необратим для других стран бывшего соцлагеря. Но этот мост оказался недостаточно прочным. Мост с легкостью выдерживал движение по нему в обе стороны, так же как он выдерживал и в прошлые века, когда из России везли пеньку, лён, шкуры и мёд, а обратно в Россию везли готовые товары, машины и знания. Нынешний мост легко выдерживал продажи нефти и угля, зёрнами газа, металлов и древесины. Как и в древние времена в Россию завозились технологии, машины, инструменты и многое из того, что нужно для экономики страны в 21-м веке. Но мост рухнул под тяжестью имперских амбиций России. К сожалению, для думающей части элиты и народа, западные основы прав человека и уважения к собственности, не смогли прижиться. Зато, взошли семена других духовных скреп.

Часть третья: Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?

Можно сколько угодно говорить об особенностях русской души, кричать о вероломном и бездушном Западе, рвать на теле рубаху и взывать к патриотизму, но, практически, по большинству показателей, Россия уступает почти всем странам Европы. А уж в Западной Европе уступает всем, начиная от продолжительности жизни, кончая количеством убийств и тяжких преступлений на миллион жителей. Про коррупцию и писать не хочется.

Перенимая стандарты и стиль жизни, принятые в Европе, средний класс России не воспринял западные ценности. Более того, военная риторика, разговоры о врагах, якобы кольцом окруживших страну и мечтающих о ее гибели, постоянное подчеркивание особого духовного пути России, в отличии от меркантильного холодного Запада, все это создало гремучую смесь, которая и подожгла тот хрупкий (как оказалось) мост между Россией и Европой. Беспорядочная и бессмысленная идейная платформа особенности национального характера, включала (одновременно) элементы большевизма, царизма, соборности и открытой ксенофобии — это именно и выдаётся за духовную скрепу. Как можно совместить большевизм и царизм или большевизм и соборность, мне понять не дано.

Сейчас пришло время платить по счетам и выясняется, что затеяв войну против Украины, Россия начала одновременно и спецоперацию против собственного населения. И если агрессия против славянской Украины продвигается крайне неудачно и с громадными людскими, материальными и моральными потерями, то в борьбе с собственным народом успехи колоссальны. Только за последние. две-три недели страну покинуло более 250,000 человек, инфляция достигла 30% годовых. Останавливаются фабрики, заводы. Поезда, самолеты и пароходы уже испытывают нехватку частей. Нет бумаги для кассовых чеков, бытовой химии (предлагает Дума использовать соду), пропали определённые виды лекарств, включая противозачаточные. Список можно продолжать долго, если не бесконечно. От женского белья и до подшипников и программного обеспечения, почти все завозилось из-за границы. Своё не производилось. Теперь все: импорт прекращён, почти по любому наименованию, а производств в России нет. Обвал производства, неминуемая безработица, падение рубля, галопирующая инфляция и тотальная изоляция страны — это безоговорочная победа над своим народом. Победа нокаутом. В первом раунде.

Часть четвёртая. Put lipstick on the pig или сколько не крась свинью помадой…

Сколько бы сейчас российское руководство ни клало бы помады на «свинью» жизни и экономики России, картинка от этого не изменится. При темном свете и с яркой помадой, свинья, в зависимости от сезона и прихоти руководства, будет выдаваться то за чайку — носителя бактериологического заражения, то за балерину, то за украинского бандеровца. Но у всего есть свой срок. Есть он и у свиньи в помаде.

P.S. И немного о западной скрепе. Бездуховный и меркантильный запад, в лице его алчных и коварных правительств и корпораций, не свернёт поставку жизненно важных лекарств, других предметов, необходимых для людей в России. Будут, как и раньше, поставляться и корма для животных. Четвероногие и членистоногие не должны страдать из-за идиотизма и профнепригодности идиотов-руководителей.

Заключение: волей истории Украина оказалась бастионом, рубежом по которому происходит разделение между европейским миром, прогрессом и агрессивной архаикой в лице сегодняшней России.

Каков будет военный исход от этой битвы — неясно. Очевидно одно: Россия перестала быть частью Европы. И последний месяц заставил задуматься над тем была ли Россия частью Европы или нет? Те же вопросы задавили себе редуте иностранцы, посещавшие Московию с 15 по 18 и 19 век.

История повторяется.

Об Авторе:

Лев Ревуцкий
Лев Ревуцкий
Сан-Хосе, США

Родился в Ленинграде (теперь Санкт-Петербург) в 1956, где и жил до 1989 года. Закончил институт в 1978, служил в армии, был «в отказе» 7 лет и эмигрировал в США в 1989 году. В Сан-Хосе живёт с 1996 года. Последние 25 лет работает финансовым консультантом. Женат, двое детей и трое внуков. Написана и опубликована детская книга (русская и английская версии) «Дорога в Попугайос или приключения Рэйчел и ее друзей в Амазонии».

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в telegram
Поделиться в email
Lev Revutsky Лев Ревуцкий
Книжная полка
Виктор Енютин

Сборник стихов Виктора Енютина, русского поэта и прозаика, проживающего в Сиэтле. Енютин эмигрировал из СССР в 1975. Издательство «Кубик» (Сан Франциско, 1983).

 

Анна Крушельницкая

В этом сборнике эссе автор из России и США пишет о советском и постсоветском: сакральном, обыденном, мало обсуждаемом и часто упускаемом из виду. Какими были советские школьные танцы? Ходили ли советские люди в церковь? Слушали ли Донну Саммер? И как вообще можно завивать волосы горячей вилкой?

Видеоматериалы
Проигрывать видео
Poetry Reading in Honor of Brodsky’s 81st Birthday
Продолжительность: 1:35:40
Проигрывать видео
The Café Review Poetry Reading in Russian and in English
Продолжительность: 2:16:23

Lev Revutsky. Reflections at the Back Door of Russian History

Also in Essays:

Lev Revutsky. Reflections at the Back Door of Russian History
Lev Revutsky. Reflections at the Back Door of Russian History

One. History Lessons

History books of many countries hold pages of the past, which these countries would like to forget forever or simply rewrite. There is hope that German fascism and Japanese militarism will not be repeated. The constitutions of these countries and the restrictions imposed on these countries will not (I hope) allow these countries to be aggressors and start wars again. In the U.S. after Vietnam and subsequent wars (Iraq, Afghanistan), the military doctrine has gradually changed and is continuing to change. Now, no one can guess exactly how the trajectory of Russia will change after the invasion of Ukraine. Chances are much greater that, for a while, the country will be immeasurably closer to North Korea than to South Korea, to Iran than to Azerbaijan, whose ethnic and cultural roots with Turkey are immeasurably stronger than its ties with Russia.

It is not necessary to explain how, or rather, by whom, this war was instigated. It is more important to understand the reasons for this aggression.

Two. On the other side of the river.

It is no secret that Russia, which has always been rich in natural resources, always, i.e., throughout the history of its existence, lagged behind the developed countries of Europe.

I am not a professional historian; the economic history of the world, including Russia, is my hobby or, rather, my passion. Therefore, I venture to offer a few generalized historical points that differentiate, or, separate, Europe from Russia. This separation has created certain differences between Europe and Russia. I have read many books on the subject, but I will highlight two: Marquis de Custine’s “Traveling through Russia in 1839” and “Russia XV-XVII centuries”. These books are invaluable for several reasons, the main one being the description of differences between Muscovy (Russia) and Western Europe. I would not be surprised if these books are seen in Russia as a kind of sedition.

In 1839, when the Marquis de Custine made his long journey through Russia, meticulously keeping a diary, and even more so in the 15th-17th centuries, Russia was vastly different in terms of culture, life, level of development of technology, arts, and science from its European neighbors. If we look at the type of government and the level of civil liberties in the 15th-17th century Russia, we will see more similarities between it and Asia rather than between it and Europe. I will try to define a few main differences between Russia and its neighbors.

1. Russia was bypassed by the Renaissance. At the time when Western Europe was home to Leonardo, Raphael, Michelangelo, Caravaggio, Cervantes, Rabelais, De Molina, Shakespeare, and hundreds of other artists, sculptors, writers, and composers, in Russia there was a black hole. Copernicus, Descartes, and Galileo were already at work, while Russia remained a country where the percentage of literate people among the general population was quite negligible.

2. Beginning with the 14th century, first universities – centers of knowledge – were opened in Europe. By the end of the 17th century, there were many universities in Europe. They promoted development of science and increased literacy. In Russia, the first university appeared 400 years after the first European one. Literacy, even among the clergy, was dismal. Western textbooks and manuals were banned as heresy.

3. The judicial system in medieval Europe, though ineffective, still relied on law. Vassals could and did sue suzerains, and a shopkeeper or merchant could seek protection in court against the arbitrariness of a nobleman. The heirs (sons) of Columbus, who had fallen into disfavor, sued the Spanish Crown after his death and won. Coan we imagine the children of a disgraced voivode suing Ivan the Terrible? Peter the Great? Catherine? They would have been impaled or hanged.

4. The vertical model of power is what we still have today, in the 21st century Russia. The Spanish nobles said to the king “you are the first among equals,” while for the Russian tsars, the boyars, the nobles were just Vaska and Grishka, who could be either gifted or flogged in public. In European countries, the absolute power of the monarch was limited, including – but not limited to – through the institution of knighthood. In Russia, such limits did not exist.

5. With the beginning of the Industrial Revolution, more and more Europeans lived in cities. In Russia, almost thirty years after the abolition of serfdom, most of the population was rural. In 1887, 12.5% lived in cities in Russia (in England, more than 40% lived in cities). The way of life in Russia remained rural and patriarchal for a very long time. The real mass relocation from villages to cities in Russia occurred only in the mid-50s of the last century.

All of this led to the fact that in the global commodity exchange, Russia traded almost entirely by selling its raw materials, in exchange for technology, instruments, knowledge, and specialists. This meant that economically, scientifically, and industrially the country was almost entirely dependent on Western technology.

6. The way of life in Russia presupposed a communal way of life and production, while the European way was marked by individualism. This is because Europe’s economic centers became cities very early on. From a certain stage of Europe’s development, its craftsmen, workers, merchants, and traders became a prevailing class, while in Russia, the peasantry prevailed. The psychology of the townspeople and peasants is very different. And so, of course, is their way of life.

7. Limited land, and lack of natural resources, all contributed to the intensive development of the economy of advanced European countries, while Russia’s developement, until recently, relied mostly on its natural resources.

8. Russia, since the centralization of its power by Ivan the Terrible, has been a police state: from oprichniks to gendarmes to the secret police. Pushkin could not get a foreign passport (Tsar Nicholas I himself was his censor; thus, Pushkin’s fate depended on the tzar’s whims). Police penetrated every sector of the society, and even foreigners were under special supervision and suspicion.

9. Beginning with the 14th century, all areas of Europe were connected by commodity trade/financial ties. Pskov and Novgorod participated in the Hanseatic League until they were cut off from it by Ivan III in 1494. But, on the whole, the degree of financial ties and trade exchange with Europe was insignificant. Economically and geographically, Russia found itself on the margins of development.

10. As for culture (I recommend Orlando Figes “Natasha’s Dance: a Cultural History of Russia”), Russia has accepted Western stadards in painting, music, drama, poetry, ballet, literature and became European in form and content. Russia owes most of its great cultural successes to those who made it famous and to its teachers, talented Europeans who brought ballet, opera, painting to Russia.

And here we come to a key understanding, it seems to me. The Europeans, starting with the Varangians and the Greeks, were teachers and transmitters of European values, including the Byzantine branch of Christianity, in Russia. Russian tsars and queens and generals, ministers, and academicians were often Europeans. Many Russians – including a tsar, children of the nobility, artists, students, engineers, and later, scientists – went to Europe to study. Czarist Russia was backward, not always understandable, but nevertheless, part of the European world. Few other countries had as much foreign capital and foreign specialists as Russia did before 1917. During the most difficult years of the Cold War, the USSR left open channels of economic, trade, scientific, and cultural contact with Europe. But the most basic European values, such as the rule of law and equality for all, the value of human life, the prevalence of individual freedoms over state interests, and the protection of private property, were not internalized by Russia before the fall of the USSR or in the last thirty years. The economic success was not followed by the country’s progress in granting basic freedoms for its citizens. The right of force, the right of power — the rigid vertical of power, Nicholas I-the Whipper-type of power–was an ironclad rule that had no place for humanism, no respect for the individual, and no freedoms of the kind that had been enjoyed by citizens of Europe.

A simple fact that “children of the Kremlin,” the Kremlin’s servants and propagandists, were buying property in the enemy’s camp, did not seem to surprise anyone in Russia for some strange reason.

For Russia, the last thirty years have been the bridge (economically, culturally, and technologically) that connected it to the West. There was a unique opportunity for the country to become part of Western civilization, as much a part of Europe and the West as Poland, the Czech Republic, or Romania. Each of these three countries, with varying degrees of success, was able to integrate into the European and world economy. It would seem that this process is irreversible. Just as it is irreversible for the other countries of the former socialist camp. But this bridge was not strong enough. The bridge could easily withstand traffic in both directions, just as it did in past centuries when hemp, flax, hides, and honey were brought from Russia, and finished goods, machinery, and knowledge were brought back to Russia. The present bridge easily withstood sales of oil and coal, grains of gas, metals, and timber. As in the past centuries, technology, machinery, tools, and much of what was needed for the country’s economy in the 21st century were brought back to Russia. But the bridge collapsed under the weight of Russia’s imperial ambitions. It is a matter of deep regret to thinking individuals among the Russian people that the Western core of issues such as human rights and respect for privacy did not take root. On the other hand, the seeds of the so called “spiritual crossbones” (“skrepy”) have sprouted!

Three. If you’re so smart, why are you so poor?

One can talk as much as one likes about the peculiarities of the Russian soul or scream about the treacherous and soulless West, tear at one’s shirt, or call for patriotism, but, practically speaking, by most indicators, Russia is lagging behind almost all European countries. Compared to Western Europe, it is inferior in everything from life expectancy to the number of murders and serious crimes per million inhabitants. As for corruption, let’s not even go there.

While the Russian middle class adopted European standards and lifestyle, it did not embrace Western values. Moreover, the military rhetoric, the perpetual talk of enemies that supposedly surround the country and dream of its destruction, and the constant emphasis on the special spiritual path of Russia, as opposed to that of the mercantile cold West, all created an explosive mixture, which set on fire the fragile (as it turned out) bridge between Russia and Europe. A chaotic and meaningless ideological platform of its particular national character, including elements of Bolshevism, tsarism, sobornost, and outright xenophobia – this mixture passes for the so called “skrepy”, “spiritual crossbones”. How is it possible to combine Bolshevism and Tsarism, or Bolshevism and sobornost, remains a mystery to me.

Now the time has come to pay the bill and it turns out that, when Russia started a war against Ukraine, it also started a “special operation” against its own population. And while its aggression against Ukraine is advancing extremely unsuccessfully and with enormous human, material, and moral losses, its successes in its battle against its own people are enormous. In the last two or three weeks alone, more than hundreds of thousands have left the country, inflation has reached 30% per year. Factories and plants are shutting down. Trains, planes, and steamships are already experiencing a shortage of parts. There is no paper for cashier’s checks; household chemicals (Duma suggests using soda), and certain types of drugs, including contraceptives, are missing. The list could go on and on, perhaps endlessly. From women’s underwear to bearings to software, almost everything was imported. Russia, basically, had no manufacturing of its own. And now that is it: imports have stopped, and there is no production of the previously imported items in Russia itself. The collapse of production, the imminent unemployment, the plummeting ruble, the galloping inflation, and the total isolation of the country is an unequivocal victory over its people. A victory by knockout, in the first round.

Four. Put lipstick on a pig or no matter how much lipstick you put on a pig….

No matter how much lipstick the Russian leadership puts on the “pig” of Russian life and economy, the picture will not change. In the absence of light and with its lips brightly painted, the pig, depending on the season and the whim of the leadership, can be passed off as a seagull – a carrier of bacteriological contamination, or a ballerina, or a Ukrainian Bandera. But everything has its time limit. And so does the pig with lipstick.

P.S. A few words about the Western “skrepy”. Spiritless and mercantile West, represented by greedy and deceitful governments and corporations, will not cut off the supply of vital medicines and other items which people in Russia need. The animal feed will be supplied as before. Our four-legged and arthropod friends should not suffer because of the idiocy and professional ineptitude of our idiot leaders.

Conclusion: It is the will of history that Ukraine has turned out to be a bastion, a boundary along which the division between the European world and progress, on the one hand, and aggressive archaicism, as represented by today’s Russia, on the other hand, takes place.

It is unclear what the military outcome of this battle will be. One thing is clear: Russia is no longer a part of Europe. The events of the last few months made one wonder if Russia has ever been a part of Europe. The same questions were asked by foreigners who had visited Moscow back the 15th through the 18th and 19th centuries.

History repeats itself.

About the Author:

Lev Revutsky
Lev Revutsky
San Jose, USA

Lev Revutsky was born in Leningrad in 1956. He graduated from the university in 1978, served in the Soviet Army, was denied the right to emigrate for seven years, and finally came to the US in 1989. Currently, he lives in San Jose where he works as an investment adviser. One of his books was “The Road to Parrot Country or the Curious Adventures of Rachel and Her Friends in Amazonia”, a bilingual children’s book.

Share on facebook
Share on twitter
Share on telegram
Share on email
Lev Revutsky Лев Ревуцкий
Bookshelf
by Victor Enyutin

A book of poems in Russian by Victor Enyutin (San Francisco, 1983). Victor  Enyutin is a Russian writer, poet, and sociologist who emigrated to the US from the Soviet Union in 1975.

by Anna Krushelnitskaya

This collection of personal essays by a bi-national Russian/U.S. author offers glimpses into many things Soviet and post-Soviet: the sacred, the profane, the mundane, the little-discussed and the often-overlooked. What was a Soviet school dance like? Did communists go to church? Did communists listen to Donna Summer? If you want to find out, read on!

by Anna Krushelnitskaya

“Cold War Casual” is a collection of transcribed oral testimony and interviews translated from Russian into English and from English into Russian that delve into the effect of the events and the government propaganda of the Cold War era on regular citizens of countries on both sides of the Iron Curtain.

by Nina Kossman

A collection of poems in Russian. Published by Khudozhestvennaya literatura. Moscow, 1990.

by Julia Wiener

Julia Wiener’s novels focus on those moments when illusory human existence collapses in the face of true life, be it spiritual purity, love, old age, or death.

by Evgeny Pinelis

Evgeny Pinelis, an intensive care physician in a  New York City hospital, was born in Moscow to a family of doctors, graduated from medical school, and works in the United States. “Vsyo Nichevo” (literal translation: “All Nothing” or “Everything’s Okay”) is his debut book.

Videos
Play Video
Poetry Reading in Honor of Brodsky’s 81st Birthday
Length: 1:35:40
Play Video
The Café Review Poetry Reading in Russian and in English
Length: 2:16:23