Ольга Штейн о романе Леонида Цыпкина «Лето в Баден-Бадене». Любовь и ненависть к Достоевскому

Также в рубрике Эссе:

baden
Две обложки романа Леонида Цыпкина "Лето в Баден-Бадене"
Ольга Штейн о романе Леонида Цыпкина «Лето в Баден-Бадене». Любовь и ненависть к Достоевскому

Лето в Баден-Бадене by Leonid Tsypkin
Перевод с русского Роджера и Анджелы Киз
Издательство New Directions
146 страниц, $34.99 в твердой обложке. ISBN: 0811214842

Рассказчик Леонид Цыпкин едет в поезде в Ленинград, ныне известный как Санкт-Петербург. Чтобы проверить факты для книги о Достоевском — для книги «Лето в Баден-Бадене» — он собирается посетить различные места, где проживал Достоевский с момента своего возвращения из сибирской тюрьмы до последних лет жизни со второй, намного более молодой, чем он сам, женой, Анной Григорьевной. Путешествие Цыпкина по бесплодной, зимней современной России органично сочетается со сценами из другого путешествия: молодоженов Федора и Анны Григорьевны, пытающихся спастись от сборщиков долгов, кочуя по Западной Европе весной 1867 года. Автобиография в виде виньеток и воспоминаний из жизни Цыпкина, сочетается с биографией — с многочисленными подробностями о Достоевских и о местах, посещаемых ими, тщательно или, точнее, «одержимо» исследованных, и преобразованных замечательным видением Цыпкина, его пронзительным интеллектом и воображением в захватывающее художественное повествование, которое вполне можно назвать литературным шедевром.

Сьюзан Зонтаг написала подробное и тщательно продуманное введение в этот роман неизвестного, ранее нигде не публиковавшегося российского автора. Ее описание жизни Леонида Цыпкина увлекательно само по себе. Она описывает побег вместе с отцом и матерью из Минска во время вторжения немецкой армии в 1941 году: годы, проведенные врачом в третьесортной сельской психиатрической больнице во время антисемитской кампании Сталина (в основном, ради того, чтобы избежать тюремного заключения). Затем пришел профессиональный успех в Московском институте полиомиелита и вирусных энцефалитов, где он был членом группы, которая разработала вакцину против полиомиелита Сабина в Советском Союзе. За этим последовали и другие достижения: Цыпкин получил две докторские степени, внес ценный вклад в различные исследовательские проекты, а с 1960 г. до года своей смерти (он умер от сердечного приступа 20 марта 1982-го, в день своего 56-летия) завершил несколько литературных проектов— рассказы, две автобиографические новеллы, «Мост через Нероч» и «Норартакир» и «Лето в Баден-Бадене».

Жизнь Цыпкина закончилась печально. Как сообщает Зонтаг, в 1977 году он был «понижен в должности до младшего научного сотрудника — т.е. до должности человека без ученой степени (у него было две), с которой он начинал более двадцати лет назад — и его зарплата … была понижена на семьдесят пять процентов», как только (и из-за того что) его сын Михаил и невестка Елена эмигрировали в США. Цыпкин продолжал ходить в институт каждый день, но он был исключен из лабораторных исследований. Он дважды обращался за разрешением на выезд жене и матери. Вторая неудачная попытка привела к его увольнению из института. Но, пожалуй, самым печальным является тот факт, что как писатель Цыпкин работал в полной безвестности. По словам Михаила Цыпкина, «он не отправлял свои рукописи в издательства и не хотел распространять свою прозу в самиздате, потому что боялся проблем с КГБ и потери работы». Всего за пять дней до смерти, ему сообщили, что «Лето в Баден-Бадене» будет сериализовано в американском эмигрантском еженедельнике.

Можно спросить, зачем вообще писать столь пространное описание жизни неизвестного писателя вместо того, чтобы обсуждать его книгу и главную тему книги — Достоевского. Во-первых, из-за масштаба того, что достигнуто в этом романе — посредством стиля и содержания. Зонтаг пишет: «Чего нельзя найти в этом необыкновенном умственном приключении… [это] энергичного и обстоятельного отчета о… целом [здании] русской литературы». Поэтому любой рецензент обязан представить читателям автора. Во-вторых, именно потому, что жизненный опыт Цыпкина как еврея сформировал его отношение к России, к её культуре и к её укоренившимся предрассудкам, а также окрасил и пролил свет на его понимание как литературных произведений России, так и на их создателей.

Блестящий и эрудированный человек, Цыпкин не мог не восхищаться и даже почитать гигантами российской литературы, в авангарде которых стоит автор таких книг, как «Преступление и наказание», «Бесы», и «Братья Карамазовы». Без сомнения, романтизм Достоевского перекликался с его собственными чувствами; проза Цыпкина, его поэтические описания персонажей и душевные состояния даже напоминают сочинение Достоевского, потому что он цепляется за те же глубоко закопанные эмоциональные струны. Но было бы неправильно думать, что Цыпкин руководствовался простой преданностью. В своем вступлении Зонтаг замалчивает амбивалентность Цыпкина по отношению к Достоевскому — сочетание трепета и антипатии, с которым Цыпкин изображает его: способность фокусника вызывать к жизни сложных, незабываемых персонажей, описывать страдания и определять, что значит иметь совесть. Цыпкин показывает все это, но также и тщеславие Достоевского, его сексуальную незащищенность, его паранойю и собственничество, его бесчисленные обиды, вызванных малейшими пренебрежениями, и его бессильную робость, которая была для него источником мучений всю жизнь. Самое главное, и то, что, я считаю, является ключом к пониманию «Лето в Баден-Бадене» и вообще, к изображению Достоевского Цыпкиным — это осознание — всегда на переднем плане — укоренившегося антисемитизма Достоевского.

«Я пролистал. . .последний том произведений Достоевского, содержащий «Дневник писателя 1877-1878 гг.» —и вдруг наткнулся на статью, посвященную евреям—она так и называлась «Еврейский вопрос»—и не стоило бы удивляться этой его статье, потому что в конце концов он должен был где-то собрать воедино все эти свои «евреи, евреи, еврейчики и жиды», которыми он так щедро окроплял страницы своих романов — и то как позер Лямшин, визжащий от ужаса в Бесах, и то как высокомерный и в то же время трусливый Исайя Фомич в «Записках из Мёртвого Дома», не постеснявшийся ссудить деньги под огромные проценты своим товарищам по заключению … но чаще всего он изображал их … не довоплощенными персонажами, просто упоминал их мимоходом, просто еврейчики или ещё какое-нибудь слово из того же ряда, подразумевающее самые низкие и самые низменные качества человеческого характера … и мне показалось странным до невозможности, что человек, столь чувствительный в своих романах к чужим страданиям…не написал ни единого слова в защиту или оправдание народа, преследуемого на протяжении тысяч лет… »

Цыпкин упоминает российских литературоведов-евреев, которые «добились чуть ли ни монополии в изучении литературного наследия Достоевского», и предлагает ценную мысль : «. . . есть что-то неестественное и, на первый взгляд, даже загадочное в том страстности и почти благоговейности, с которой они анализировали и по сей день продолжают анализировать дневники, записные книжки, черновики, письма и даже самые мелкие биографические подробности этого человека, который презирал и ненавидел их расу — это можно видеть как своего рода каннибалистический акт, по отношению к вождю вражеского племени… «, Читая эти строки, хочется спросить, что побудило Цыпкина потратить три года на исследование и написание книги о Достоевском. Разве его усилия нельзя было тоже истолковать как «неестественные»? Ответ можно найти в книге. Цыпкин считал Достоевского безмерно одаренным. Герои и злодеи из книг Достоевского живут в повествовании Цыпкина, как будто они реальные люди — живое доказательство его гениальности. И все же Цыпкин взял на себя смелость перевернуть стол против человека, который так нелестно писал о его собратьях-евреях.

«Лето в Баден-Бадене» — блестящий акт подрывной деятельности, настоящий бунт против Достоевского и определенных аспектов русской культуры с ее традиционным антисемитизмом и преследованиями. Достоевский становится персонажем книги Цыпкина, наделенным многими из уродливых черт, которые он сам приписывал еврейским обитателям своих романов. Цыпкин делает Достоевского непривлекательным с любой стороны. Он позволяет Достоевскому искренне любить жену, но даже это, казалось бы искупающее качество не только не искупает его вину—оно сводится на нет повторяющимися проявлениями эгоизма и безответственной одержимостью азартной игрой. Цыпкин превращает его в его собственное гротескное творение: «… он подошел к большому зеркалу…но вместо себя в зеркале увидел хилую фигуру Исайи Фомича, без одежды, с куриной грудкой—и он отпрянул, и Исайя Фомич тоже отпрянул—и он начал забрасывать Исайю Фомича теми самыми бутербродами, которые он засунул в карманы на вокзале, где он кричал о недоданном франке, как ростовщик».

Перевод с английского EastWest Literary Forum. Перевод цитат обратный

Об Авторе:

Olga Stein
Ольга Штейн
Торонто, Канада

Ольгa Штейн, доктор философии по английскому языку и литературе, преподаёт письменность, коммуникацию, современную и новейшую канадскую и американскую литературу в университете. Ее исследования посвящены социологии литературы. Ольга Штейн работала главным редактором журнала литературных рецензий Книги в Канаде. Журнал Books in Canada ( booksincanada.com ) опубликовал около 150 рецензий, 60 редакционных статей Ольги, а также многочисленные интервью с писателями. Ольга Штейн — редактор мемуаров Игра под прицелом: Рассказ спортсмена о выживании в Чили 1970-х годов Эрнана Э. Хуманьи; помимо того, она редактор раздела нон-фикшн в WordCity Literary Journal (многожанровый, интернациональный литературный онлайн-журнал wordcitylit.ca), в котором публикуются её статьи.

Olga Stein Ольга Штейн
Книжная полка
Осип Мандельштам

Этот сборник, составленный, переведенный и отредактированный поэтом и переводчиком Яном Пробштейном, предлагает англоязычной аудитории подборку самых любимых стихотворений Осипа Мандельштама (1891-1938).

Kristina Gorcheva-Newberry

Четыре подростка становятся неразлучными в последние дни существования Советского Союза, но не все из них доживут до наступления нового мира в этом дебютном романе, написанном по мотивам «Вишневого сада» Антона Чехова.

Марк Будман

В потерянной подушке спрятан жемчуг, который, кроме всего прочего, может быть ингредиентом эликсира молодости. Толкователь снов и болезней по прозвищу Деда, очаровательная мошенница Пенелопа и и ее невежественный приятель Петр борятся за обладание жемчугом и, соответственно, подушкой. Еще несколько человеческих и не очень человеческих существ готовы за него убить. Каждый герой этих двадцати двух взаимосвязанных рассказов — иммигрант из реальных или воображаемых миров. (Магический реализм/рассказы об иммигрантах.)

 

Виктор Енютин

Сборник стихов Виктора Енютина, русского поэта и прозаика, проживающего в Сиэтле. Енютин эмигрировал из СССР в 1975. Издательство «Кубик» (Сан Франциско, 1983).

 

Анна Крушельницкая

В этом сборнике эссе автор из России и США пишет о советском и постсоветском: сакральном, обыденном, мало обсуждаемом и часто упускаемом из виду. Какими были советские школьные танцы? Ходили ли советские люди в церковь? Слушали ли Донну Саммер? И как вообще можно завивать волосы горячей вилкой?

Нина Косман

Сборник стихотворений. Издательство «Художественная литература». Москва: 1990.

Видеоматериалы
Проигрывать видео
Poetry Reading in Honor of Brodsky’s 81st Birthday
Продолжительность: 1:35:40
Проигрывать видео
The Café Review Poetry Reading in Russian and in English
Продолжительность: 2:16:23

Olga Stein on “Summer in Baden-Baden” by Leonid Tsypkin. Loving and Hating Dostoyevsky

Also in Essays:

Olga Stein on “Summer in Baden-Baden” by Leonid Tsypkin. Loving and Hating Dostoyevsky
Covers of Leonid Tsypkin's novel "Summer in Baden-Baden"
Olga Stein on "Summer in Baden-Baden" by Leonid Tsypkin. Loving and Hating Dostoyevsky

Summer in Baden-Baden by Leonid Tsypkin
Translated from the Russian by Roger and Angela Keys
New Directions
146 pages, $34.99 cloth, ISBN: 0811214842

Leonid Tsypkin, the narrator, is on a train headed for Leningrad, nowadays known as St. Petersburg. In order to fact-check his book on Fyodor Dostoyevsky—the book is Summer in Baden-Baden—he aims to visit the various places where Dostoyevsky resided, from the time of his return from a Siberian prison, to his last years with his second, much younger wife, Anna Grigoryevna. Tsypkin’s journey, made through a sterile, wintery present-day Russia, is seamlessly conjoined with scenes from another journey: that of the newly-married Fyodor and Anna Grigoryevna, escaping Fyodor’s debt collectors by traveling to Western Europe in the spring of 1867. Autobiography, in the form of vignettes and recollections from Tsypkin’s life, is combined with biography—with every factual detail about the Dostoyevskys and the places they visit meticulously, or more accurately, “obsessively” researched and transformed—by virtue of Tsypkin’s remarkable vision, his piercing intellect and imagination—into a breathtaking, fictionalized narrative that is also a literary masterpiece.

Susan Sontag gives a thorough and thoroughly considered introduction to this novel by an unknown, previously unpublished Russian author. Her overview of Leonid Tsypkin’s life is fascinating in itself. She describes a narrow escape with his father and mother from Minsk just as the German army invaded in 1941, years spent as a doctor in a third-rate rural psychiatric hospital during Stalin’s anti-Semitic campaign (mainly for the sake of avoiding imprisonment), followed by professional success in the Moscow Institute for Poliomyelitis and Viral Encephalitis where he was member of the team that developed the Sabin polio vaccine in the Soviet Union. More accomplishments followed: Tsypkin received two doctorates, made valuable contributions to a variety of research projects, and from 1960 to the year of his death (he died from a heart attack on March 20, 1982, the day of his 56th birthday) he completed several literary projects in the form of short stories, two autobiographical novellas, The Bridge Across the Neroch and Norartakir, and finally, Summer in Baden-Baden.

Tsypkin’s life story ends on a sad note. As Sontag relates, in 1977 he was “demoted to junior researcher—the position of someone without an advanced degree (he had two) and his starting rank of more than twenty years earlier—and [had] his salary…cut by seventy-five percent,” as soon as, and because, his son Mikhail and daughter-in-law Elena emigrated to the United States. Tsypkin continued to go the Institute every day but was excluded from laboratory research. He applied twice for permission to emigrate for his wife and mother. The second failed attempt resulted in his dismissal from the Institute. But perhaps the more poignant fact is that as a writer  Tsypkin labored in absolute obscurity. According to Mikhail Tsypkin, “He did not send his manuscripts to publishers, and did not want to circulate his prose in samizdat because he was afraid of problems with the KGB and of losing his job.” He was informed that Summer in Baden-Baden had been accepted for serialization in an American Russian-émigré weekly only five days before his death.

Why bother, one might ask, in a review of this length, writing such a lengthy description of an unknown writer’s life instead of discussing his book and its main subject, Dostoyevsky. First, because of the sheer magnitude of what is accomplished in this novel—by virtue of style and purview. Sontag writes: “What can one not find in this extraordinary mental adventure….[It] is a spirited and plangent account of…the whole arch of Russian literature.” This makes it incumbent on any reviewer to introduce the author. And second, precisely because Tsypkin’s life experiences as a Jew shaped his attitude towards Russia, its culture and ingrained prejudices, and both coloured and illuminated his understanding of Russia’s literary works and of the men and women who produced them.

A brilliant and erudite man himself, Tsypkin could not but admire—indeed, venerate—Russia’s giants of literature, at whose forefront stands the author of such books as Crime and Punishment, The Possessed, and The Brothers Karamazov. No doubt, Dostoyevsky’s romanticism resonated with his own sensibilities; Tsypkin’s prose, his poetic descriptions of characters, and mental states are even reminiscent of Dostoyevsky’s writing because he plucks at the same deeply-buried emotional strings. But it would be wrong to think that Tsypkin was motivated by simple devotion. What Sontag glosses over in her Introduction is Tsypkin’s ambivalence towards Dostoyevsky—the combination of awe and antipathy with which Tsypkin portrays him: a conjurer’s ability to bring to life complex, unforgettable characters, describe suffering, and define what it means to have a conscience. Tsypkin shows all this, but also Dostoyevsky’s vanity, sexual insecurity, paranoia and possessiveness, his myriad resentments born of the smallest slights, and his incapacitating timidity, for him a lifelong source of torment. Most importantly, and what I feel is key to understanding Summer in Baden-Baden and generally, Tsypkin’s depictions of Dostoyevsky, is an awareness—always in the foreground—of Dostoyevsky’s entrenched anti-Semitism.

“I leafed through . . .the penultime volume of Dostoyevsky’s works, containing the Diary of a Writer for 1877-1878 – and finally I stumbled on an article especially devoted to the Jews – ‘The Jewish Question’ it was called – and I should not have been surprised to discover it because he was bound after all somewhere or other to have gathered together in one place all those ‘Jews, Jewesses, Jew-boys and Yids’ with which he so liberally besprinkled the pages of his novels – now as the poseur Lyamshin squealing with terror in The Possessed, now as the arrogant and at the same time cowardly Isaiah Fomich in Memoirs from the House of the Dead who did not scruple to lend money at enormous interest to his fellow-convicts…but most often he would depict them…as not fully portrayed but simply mentioned as little Jews or some other term implying the lowest and basest qualities of the human character…and it struck me as being strange to the point of implausibility that a man so sensitive in his novels to the sufferings of others… should not have come up with even a single word in the defence or justification of a people persecuted over several thousands of years….”

Tsypkin names the many Russian Jewish literary critics who “have gained what amounts almost to a monopoly in the study of Dostoyevsky’s literary heritage” and offers invaluable insight: “. . .there’s something unnatural and at first glance, even enigmatic in the passionate and almost reverential way in which they dissected and to this day continue to analyze the diaries, notebooks, rough drafts, letters and even pettiest biographical details of this man who despised and hated their race – perhaps it was a kind of cannibalistic act performed on the leader of an enemy tribe….” Reading this we’re inclined to wonder what motivated Tsypkin to spend three years researching and writing a book about Dostoyevsky. Couldn’t his efforts also be construed as “unnatural”? The answer is to be found throughout the book. Tsypkin viewed Dostoyevsky as immensely gifted. The heroes and villains of Dostoyevsky’s books weave in and out of Tsypkin’s narrative as if they were real—living proof of his genius. And yet, Tsypkin took it upon himself to turn the table on the man who wrote so unflatteringly about his fellow Jews.

Summer in Baden-Baden must be seen for what it is—a brilliant and stunning act of subversion, a coup against Dostoyevsky, and the larger ambient aspects of Russian culture with its tradition of anti-Semitism and persecution. Dostoyevsky becomes a character in Tsypkin’s book, endowed with many of the same ugly mannerisms Dostoyevsky attributed to the Jewish denizens of his novels. Tsypkin makes him unattractive from almost every angle. He allows Dostoyevsky to love his wife, but even this redeeming quality is attenuated by repeated displays of selfishness, and an irresponsible obsession with gambling. And finally, Tsypkin turns him into his own grotesque creation: “…he walked to the big looking-glass…to straighten his appearance, but instead of himself in the mirror, he saw the puny figure of Isaiah Fomich, without any clothes on and with the breast of a chicken – and he recoiled, and, Isaiah Fomich recoiled, too – and he started to bombard Isaiah Fomich with the sandwiches he had stuffed in his pockets at the station where he had shouted about the short-changed franc with the piercing scream of a money-lender.”

About the Author:

Olga Stein
Olga Stein
Toronto, Canada

Olga Stein holds a PhD in English, and is a university and college instructor. She has taught writing, communications, modern and contemporary Canadian and American literature. Her research focuses on the sociology of literature and prizes. Before embarking on a PhD, Stein served as the chief editor of the literary review magazine, Books in Canada. She contributed some 150 reviews, 60 editorials, and numerous author interviews and profiles to Books in Canada (booksincanada.com). Stein is interested in literary dissidents, and the voices of dissent, those that challenge the current political, social, and economic status quo. Stein is the editor of the memoir, Playing Under The Gun: An Athlete’s Tale of Survival in 1970s Chile by Hernán E. Humaña. Stein is the current non-fiction editor for WordCity Literary Journal (a multi-genre, global online literary journal wordcitylit.ca). She contributes essays, editorials, and reviews to WordCity on a regular basis.

Share on facebook
Share on twitter
Share on telegram
Share on email
Olga Stein Ольга Штейн
Bookshelf
by Victor Enyutin

A book of poems in Russian by Victor Enyutin (San Francisco, 1983). Victor  Enyutin is a Russian writer, poet, and sociologist who emigrated to the US from the Soviet Union in 1975.

by Anna Krushelnitskaya

This collection of personal essays by a bi-national Russian/U.S. author offers glimpses into many things Soviet and post-Soviet: the sacred, the profane, the mundane, the little-discussed and the often-overlooked. What was a Soviet school dance like? Did communists go to church? Did communists listen to Donna Summer? If you want to find out, read on!

by Anna Krushelnitskaya

“Cold War Casual” is a collection of transcribed oral testimony and interviews translated from Russian into English and from English into Russian that delve into the effect of the events and the government propaganda of the Cold War era on regular citizens of countries on both sides of the Iron Curtain.

by Julia Wiener

Julia Wiener was born in the USSR a few years before the Second World War; her youth was spent during the “Thaw” period, and her maturity coincided with the years of “Soviet stagnation”, which, in her case, ended with her emigration to Israel in the early 1970s. Her wartime childhood, her Komsomol-student youth, her subsequent disillusionment, her meetings with well-known writers (Andrei Platonov, Victor Nekrasov, etc.) are described in a humorous style and colorful detail. Julia brings to life colorful characters – from her Moscow communal apartment neighbors to a hippie London lord, or an Arab family, headed by a devotee of classical Russian literature. No less diverse are the landscapes against which the events unfold: the steppes of Kazakhstan, the Garden of Gethsemane, New York, Amsterdam, London.

by Julia Wiener

Julia Wiener’s novels focus on those moments when illusory human existence collapses in the face of true life, be it spiritual purity, love, old age, or death.

by Nina Kossman

A collection of poems in Russian. Published by Khudozhestvennaya literatura. Moscow, 1990.

Videos
Play Video
Poetry Reading in Honor of Brodsky’s 81st Birthday
Length: 1:35:40
Play Video
The Café Review Poetry Reading in Russian and in English
Length: 2:16:23