Максим Матусевич. Страх

Также в рубрике Эссе:

Running-from-scene
Сотни участников ночного музыкального фестиваля в пустыне спасаются от ракетного и артиллерийского обстрела
Максим Матусевич. Страх

Несколько дней назад я разместил в фейсбуке ссылку на подкаст-интервью с американо-израильским писателем Йосси Клайн Халеви. Халеви поднял несколько вопросов, в которых, на мой взгляд, очень важно разобраться, если мы хотим понять источники нынешнего всплеска антисемитизма, который, судя по всему, захватил часть образованной западной молодежи.

Как и многие советские дети моего поколения, я вырос под сенью Второй Mировой войны. Мой дед погиб в блокадном Ленинграде, одна из бабушек умерла через два года после окончания войны, так и не оправившись от недоедания и лишений военного времени. Холокост нас непосредственно не затронул. Но по линии отца семья происходила из белорусского местечка, где довоенное еврейское население составляло около 4 тыс. человек. Насколько я знаю, к 1945-му году в живых не осталось ни одного из этих людей, а сам городок исчез с лица земли. Я пишу об этом не для демонстрации очередной истории еврейских страданий, а для того, чтобы было понятно, что для многих из нас экзистенциальная опасность для жизни евреев всегда исходила прежде всего от крайне правых, от… ну, короче, от фашистов. Да, в Советском Союзе хватало антисемитизма, но мне повезло вырасти в позднесоветскую эпоху, когда антисемитизм, безусловно, ощущался, но не был смертельно опасен. Хотя впрочем он мог быть смертельным косвенным образом. Например, в вузы, предоставлявшие отсрочку от службы в армии, ограничивали прием студентов-евреев. В разгар войны в Афганистане отсутствие брони было чревато возможным фатальным исходом. Но в остальном я никогда не чувствовал прямой угрозы для себя (несколько драк во дворе с соседскими хулиганами не в счет).

Когда я впервые почувствовал личную угрозу? Думаю, в первый раз я такое испытал во время марша белых супремасистов в Шарлотсвилле в 2017 году. Смотреть на фашистских отморозков, марширующих по улице и скандирующих «Евреи нас не заменят»… было неприятно. Да и позже, наблюдая безмятежно-равнодушную самодовольную физиономию Трампа и слыша его «прекрасные люди с обеих сторон» объяснение расистского шабаша, трудно было расслабиться. А потом последовал расстрел синагоги «Древо жизни» в Питтсбурге, и стало совершенно ясно, что в воздухе витает нечто крайне ядовитое, что само присутствие Трампа на политической арене, несмотря на его признания в любви к Израилю и еврейским внукам, будоражит что-то очень темное в глубине американского коллективного подсознания. И это очень тревожило. Но одновременно мне было очевидно, что культурные, личные и профессиональные контексты, в которых я обитал, были свободны от этой дряни. Можно было не сомневаться, что друзья, коллеги, студенты не поведутся на антисемитизм крайне правых. После стрельбы в Питтсбурге довольно много друзей на Facebook поставили еврейские звезды в качестве своих аватаров. Это обнадеживало. Но… после последовавших вскоре антисемитских кровавых расправ в Джерси-Сити и Манси (штат Нью-Йорк) никаких звезд Давида не появилось. И никто, похоже, не обратил внимания на череду почти еженедельных нападений на ортодоксальных евреев в Бруклине – нападений, которые к 2020-му году переросли в настоящий кризис в масштабах всей общины. Проблема была совершенно очевидной, но в приличном обществе о ней предпочитали на заикаться, поскольку вышеупомянутые акты насилия совершали не какие-то фашиствующие недоумки, а представители «меньшинств». Насилие в отношении евреев с готовностью осуждалось, когда оно исходило от белых супремасистов и идиотов-трампистов. Но когда преступников можно было отнести к «угнетенным» и «маргиналам», многие мои либеральные коллеги предпочитали отмалчиваться. Некоторые факты были слишком неудобны. Признаюсь, это странное замалчивание насилия мне представляется отвратительно расистским. Известный афро-американский лингвист и писатель Джон МакУортер много и с подлинным возмущением говорил и писал о подобном расистском снисхождении по отношению к «угнетенным»; именно такая «просветленность» в конечном счете усугубляет американский расизм. Нет ничего просвещенного или прогрессивного в том, чтобы давать моральную и этическую оценку человеческому поведению в зависимости от групповой принадлежности. И нет ничего прогрессивного в том, чтобы превращать живых людей в символы, как и в том, чтобы видеть в них не индивидуумов, а «представителей» общей группы.

И это возвращает нас к мифу о «еврейском всесилии». А может, и не возвращает… Но это неважно. В 1986 году, не имея права на отсрочку от призыва по упомянутой выше причине, я был призван в советскую армию. Еврейские семьи боялись отправлять своих сыновей на военную службу, так как считалось, что с евреями будут плохо обращаться. Многие возвращались со службы травмированными. Но у меня как-то все обошлось — может быть благодаря моему характеру (в то время он был довольно солнечным) или просто глупому везению. На самом деле, у меня остались приятные воспоминания о том времени, но это, скорее всего, просто эффект ностальгии по юности.

В первый же день моего пребывания в военной части нас, молодых новобранцев, выстроили на плацу перед казармой. Сцена напоминала жуткие рисунки с аукционов рабов на американском Юге: офицеры осматривали новобранцев, выбирая солдат для своих батальонов. Особенно офицеров интересовали специальные навыки; кто может водить машину, кто умеет готовить, кто умеет рисовать, кто разбирается в двигателях и т.д. У меня практических навыков не было вообще никаких. Старший лейтенант Андреев, полнеющий, но красивый мужчина, с явным любопытством разглядывал меня. Он подошел ко мне почти вплотную и двумя пальцами шутливо измерил длину моего носа. Затем одобрительно присвистнул. «Впечатляет, — сказал он, — так ты что, один из этих?» Мне не нужно было спрашивать, что он имел в виду. Готовый к худшему, я просто кивнул обреченно: ну да, один из них. Но неожиданно для меня Андреева мое признание обрадовало, его задорная улыбка обнажила два ряда безупречно белых зубов. Таких красивых зубов я еще не видел ни у кого в Советском Союзе. Именно их безупречность, как ни что другое, заставила меня осознать неизбежность моего грядущего подчинения его воле. Андреев тут же объявил, что берет меня в свой батальон, потому что ему «нужен такой человек, как ты». Я не решился спросить, зачем я ему нужен, но Андреев все равно объяснил: «Вы народ особенный, для вас нет ничего невозможного. Держись ближе ко мне, жить будешь, и мне поможешь, когда понадобится». Обещание партнерских отношений прозвучало как угроза, но в моем подчиненном положении мне оставалось только одно – покорно опустить голову..

Вообще-то наши отношения со временем переросли в некую странную дружбу. Андреев имел надо мной всю полноту власти, но при этом часто обращался ко мне за советом по самым разным вопросам. Например, однажды он попросил меня перевести на русский язык текст песни Стиви Уандера «Я просто звоню, чтобы сказать, что люблю тебя». Эта песня была популярна среди младших офицеров полка, и Андреев был на ней помешан. Однажды он усадил меня в ленинской комнате у обшарпанного кассетного магнитофона «Весна 202». Я должен был прослушать песню и перевести ее на русский. Заданию я был рад, т.к. оно отвлекло меня от довольно унылых и изнурительных будней в казарме и на стрельбище. Мой английский тогда был практически на нуле, но Андреев этого не знал. Поэтому я просто придумывал какие-то случайные слова и рифмовал их, к вящему восторгу Андреева. Чуть ни месяц после этого Андреев и его приятели расхаживали по части, горланя мои стихи. Я чувствовал себя настоящим поэтом.

Надо сказать, что его уверенность в моих способностях не ограничивалась иностранными языками и поэзией. Он, например, регулярно консультировался со мной по вопросам своего члена, которым очень гордился. Андреев мог часами обсуждать со мной различные способы повышения его работоспособности. В возбужденном воображении старшего лейтенанта евреи почему-то ассоциировались с медициной. В то время он как раз познакомился с молодой украинской практиканткой с соседней текстильной фабрики и отчаянно пытался произвести на нее впечатление в постели, вернее, на куче списанных бушлатов, собранных для таких романтических целей в кладовке при столовой. Я понимал, что для поддержания фикции моего всемогущества, нужно было что-то срочно придумать. Мы долго с ним обсуждали разные возможные варианты и остановились на трюке, который, как мне показалось, представлял собой наименьшую опасность для его здоровья. Опущу самые пикантные подробности, просто упомяну, что для достижения эротического триумфа мошонку Андреева необходимо было перевязать шнурком от ботинок. К моему огромному облегчению (и удивлению), фокус со шнуроком сработал. По крайней мере, так утверждал Андреев, когда на следующий день после свидания он ворвался (а он никогда просто не «заходил») в казарму. Такие проверки меня на всесильность происходили регулярно и я, как Штирлец, боялся провала. Даже в том еще юном возрасте я уже понимал, что нет ничего опаснее, чем разочаровать тех, кто уверовал в твою всемогущность. Кстати, много лет спустя, во время одного из моих приездов в Санкт-Петербург, Андреев неожиданно позвонил мне. Сначала я не мог сообразить, кто он такой, но когда вспомнил, то даже испытал легкое ностальгическое чувство. Андреев к тому времени давно уволился из армии и занимался продажей автомобилей в Москве. Ему нужен был мой совет, так как он мечтал расширить свой бизнес по продаже автомобилей в США. Он предложил мне создать совместное предприятие. Я вежливо отказался от такого бизнес партнерства. Я объяснил ему, что учусь в аспирантуре в небольшом городке на Среднем Западе, где зарабатываю на жизнь доставкой пиццы. Он спросил меня о модели автомобиля, на котором я развожу пиццы. «Honda», — ответил я, — «Honda Civic». Бывший старший лейтенант был впечатлен: «Ого. Японская машина. Это круто. Вот ведь какой вы народ, всегда знаете толк в качественных вещах».

Я где-то слышал, что Андреев умер. От чего умер? А кто ж его знает… Еще в армейские годы он много пил. Помню его довольно грузным уже в молодсти, а с годами наверняка набрал лишний вес – я в этом совершенно уверен. Ну и курил, конечно, как паровоз (интересно, что стало с его прекрасными белыми зубами?). Кроме того, его одержимость сексом могла быть чревата неожиданными последствиями. Если даже в молодости ради достижения длительной эрекции он готов был подвергнуть свой член истязаниям, то страшно подумать, на что мог сподвигнуть его зрелый возраст. На свете не хватит еврейских врачей, чтобы уберечь и вылечить всех склонных к саморазрушению антисемитов, даже таких обаятельных и незлобных, как Андреев.

Мне всегда было интересно понять происхождение теорий заговора. Правда теперь, после опыта последних нескольких лет, они мне кажутся скорее пугающими, чем увлекательными. В прошлом мне всегда было любопытно понять, каким образом значительные группы людей способны принять на веру то, что казалось мне очевидными и легко опровержимыми абсурдами. Почему сотни людей последовали за Джимом Джонсом в джунгли Гайаны? Как это может быть, чтоб казалось бы здравомыслящий человек, послушав пару минут болтовни такого придурка как Кит Раньер, не понял тут же, что имеет дело с жалким проходимцем? Кто можно всерьез воспринимать Трампа? Почему миллионы людей уверовали в запредельную чушь QAnon? Как обычный гражданин, встающий утром по будильнику, заваривающий себе кофе и отправляющийся на работу в офис, может одновременно пребывать в убеждении, что Джордж Сорос и Билл Гейтс управляют теневым мировым правительством из горного убежища в Швейцарии? Как это возможно, чтобы известный американский профессор распространял слухи о том, что израильские солдаты убивают палестинцев с целью извлечения и продажи их внутренних органов? Со временем мне стало все больше казаться, что бред этот далеко не так безобиден, и что лично для меня он потенциально опасен. Рано или поздно практически любая теория заговора приводит своих приверженцев к определенным выводам о мироустройстве, и выводы эти не сулят евреям ничего хорошего. Что видел Андреев, впервые разглядывая меня тогда на плацу? Ведь он явно не видел того, что совершенно очевидно было у него прямо перед глазами — испуганного, тощего 19-летнего парнишку в плохо сидящей на нем военной форме. Увы, я не обладал теми уникальными способностями, которые в его представлении ассоциировались с «таким, как я». Но как мне было донести эту незамысловатую истину до «такого, как он»? Как можно было разубедить его, не вызвав при этом в нем озлобления? И если бы он продолжал пребывать в заблуждении на мой счет (а так оно и было), в какой момент эти заблуждения могли бы перерасти в страх? Или в ненависть? Вот что происходит, когда живые люди превращаются в нашем представлении в символы, и очень часто это путь поулице с односторонним движением, ведущей к дверям без возврата.

Прошлой зимой я часами бродил по заснеженному лесу в северо-восточной Пенсильвании, слушая в записи новую двухтомную биографию Гитлера, немецкого историка Ульриха Фолькера (да, некоторые из нас так проводят выходные). Замечательная книга, которую я теперь всем рекомендую с большим энтузиазмом. Я не специалист по истории Германии и Второй мировой войны, и может быть именно поэтому многое для меня оказалось новым и неожиданным. Больше всего меня поразило отношение Гитлера к евреям. Вы скажете: тоже мне новость, всем известно, что Гитлер ненавидел евреев… Скажете и будете совершенно правы. Конечно, антисемитизм Гитлера легендарен. Но меня удивило другое, для меня стало новостью то, до какой степени Гитлер, Геббельс, и прочие нацистские отморозки боялись евреев. Евреи внушали им ужас. Даже когда нацисты миллионами расстреливали еврейских мужчин, женщин и детей, они все равно боялись их. Гитлер убедил себя в том, что его война против англичан, Советского Союза, американцев… была на самом деле войной против евреев. Идеологически нацисты были настроены на символическое восприятие мира. Когда они заоняли евреев в газовые камеры, с их точки зрения они не умерщвляли испуганных и бессильных людей… О нет, они уничтожали символ враждебной им страшной силы. Да, они были зациклены на иерархии власти, и с их точки зрения Mein Kampf была борьбой за справедливость. Жажда справедливости и страх побуждали их убивать тех, кто им представлялся угнетателями. Далеко не каждый нацист был психопатом, возможно большинство из них были обычными и даже вполне благонамеренными людьми (почитайте хотя бы книгу Кристофера Браунинга Обыкновенные люди). Но евреи для них стали символом безгранично могущественного и смертоносного зла, с которым нужно было вступить в смертельную схватку. Убивая беззащитных и безоружных еврейских женщин и детей, они, как им казалось, спасали себя от могущественного противника. И одновременно они спасали мир.

Такие мысли пришли мне в голову по ходу интервью с Йосси Кляйн Халеви. Среди заданных ему вопросов был один о странном поветрии среди некоторых студентов на Западе. В ряде западных метрополий и на кампусах западных университетов молодежь начала срывать листовки с лицами израильских заложников, плененных Хамасом 7-го октября. Можно сколько угодно поддерживать дело свободной Палестины, но почему ненависть направлена на изображение 9-месячного ребенка, чьи родители были зверски убиты всего несколько недель назад и которого теперь держат в плену в каком-то подземном туннеле в Газе? И та жесткость и бескомпромисность, с которой эти молодые и благополучные люди ополчились на эти листовки… Они не только срывают их, но и рвут их на куски и топчат обрывки бумаги, исполняя некий символический акт вандализма и ритуального убийства. Мне кажется очень важным понять источники этой абсурдной ненависти. И вот в этом отношении наблюдения Халеви могут быть полезными. Он не связывает эти акты символического насилия с традиционным антисемитизмом. По крайней мере не все участники этого карнавала ненависти являются антисемитами. Тут мы имеем дело с феноменом несколько другого толка. Этим молодым людям невыносимо видеть израильтян в роли жертв, поскольку такие образы подрывают главную предпосылку их мировоззрения: зло должно быть сильным для того, чтобы вдохновлять праведных на борьбу с собой. Листовки, изображающие похищенных и травмированных израильтян, вызывают резкое отторжение, поскольку потенциально могут заставить студентов усомниться в правильности выбранного ими пути. А такие сомнения для них совершенно неприемлемы. Израильтяне, евреи сильны, они угнетают, эксплуатируют, они «колонизируют»… Любое упоминание еврейских страданий, противоречит этому убеждению. Еврейское горе должно быть проигнорировано, а еще лучше – вычеркнуто из реальной жизни и истории. Хэй-хэй, хо-хо, изучение Холокоста пошло на…! Вы уже слышали, как эти лозунги скандируют на кампусах? Еще нет? Скоро услышите.

Интересно, как бы отнесся ко всему этому мой приятель Андреев? Иногда думаю, что он так и сошел в могилу, пребывая в полном убеждении, что худенький ленинградский паренек на самом деле был эдаким магом-чародеем. В каком-то смысле я прожил свою жизнь в тени его высокого мнения обо мне, как будто бы у меня была вторая еврейская мама. Он многого ожидал от «таких, как я», и я не хотел его разочаровывать. И все же… и все же… боялся я его. Мне было страшно осознавать, что он боится меня.
 

Авторский перевод на русский

Об Авторе:

Maxim Matusevich. (2)
Максим Матусевич
Нью-Джерси, США

Максим Матусевич – историк, специализирующийся по изучению Африки и Холодной Войны. Он родился в Ленинграде (Петербурге) и эмигрировал в США накануне развала СССР. Максим работает профессором всемирной истории в университете Ситон Холл в штате Нью Джерси, где он руководит программой по изучению России и Восточной Европы. Помимо научной работы Максим пишет прозу – в основном по-английски. Его рассказы, повести и эссе публиковались в Kenyon Review, New England Review, the Bare Life Review, MumberMag, Anti-Heroin Chic, BigCityLit, the Wild Word, Transitions, Foreign Literary, JTA, ReLevant и других изданиях.

Maxim Matusevich Максим Матусевич
Книжная полка
Юлия Фридман

Сборник стихотворений Юлии Фридман.

«Я давно читаю стихи Юлии Фридман и давно ими восхищаюсь». (Владимир Богомяков, поэт)

Николай Заболоцкий

«Столбцы» — сборник ранних стихотворений Заболоцкого (опубликованный в 1929), переведенных на английский язык одним из лучших переводчиков русской поэзии на английский Дмитрием Маниным.

Art Beck

Сборник эссе и рецензий Арта Бека, написанные в начале 21-го века.

Alexis Levitin

В этом сборнике из 34 рассказов Алексис Левитин путешествует по миру (и по космосу), не расставаясь с шахматной доской, пытаясь понять как радость, приносимую шахматами, так и их влияние на жизнь игрокоов.

 

Александр Кабанов

Александр Кабанов — выдающийся украинский поэт и патриот, борющийся за независимость своей страны своим самым сильным оружием — словами и рифмами — своим даром.

Марк Будман

В потерянной подушке спрятан жемчуг, который, кроме всего прочего, может быть ингредиентом эликсира молодости.  Каждый герой этих двадцати двух взаимосвязанных рассказов — иммигрант из реальных или воображаемых миров. (Магический реализм/рассказы об иммигрантах.)

 

Видеоматериалы
Проигрывать видео
Poetry Reading in Honor of Brodsky’s 81st Birthday
Продолжительность: 1:35:40
Проигрывать видео
The Café Review Poetry Reading in Russian and in English
Продолжительность: 2:16:23

Also in Essays:

Running-from-scene
Attendees at all-night desert music festival flee rockets and gunfire (Photo used in accordance with Clause 27a of the Copyright Law)
Maxim Matusevich. The Fear

 
A few days ago I posted a link to the podcast that featured a conversation with writer Yossi Klein Halevi. Halevi brought up a few points that I think are very important to make and understand if we’re to identify the sources of the latest surge of antisemitism, which, it seems, is now being embraced and articulated by some of the West’s young and educated.

Like many Soviet kids of my generation, I grew up in the shadow of WWII. My grandfather perished in the siege of Leningrad, my grandmother died two years after the war – in part, due to malnutrition and other wartime deprivations. We were not directly affected by the Holocaust. But on my father’s side the family came from a shtetl in Belarus, which had a prewar Jewish population of about 4,000. As far as I know not one of those Jews was alive by 1945, the town itself vanished off the map. I’m writing about this not to showcase yet another tale of Jewish suffering, but to make it clear that for people like me, the existential danger to Jewish lives has always primarily emanated from the extreme right, from… well, from fascists. Yes, there was plenty of antisemitism in the Soviet Union, but I was lucky enough to grow up in the late-Soviet era when antisemitism was definitely felt but hardly deadly. I guess it could be deadly in an indirect way. For example, few Jewish students were admitted to the universities and colleges granting deferments from military service. At the height of the war in Afghanistan, that could become a problem with possibly fatal consequences. But I never felt threatened directly (a few fights with neighborhood hoodlums didn’t count).

When did I first feel personally threatened? Possibly during that white supremacist march in Charlottesville back in 2017. Watching the fascist goons parading down the street, chanting “Jews will not replace us”… that was unpleasant. Later on, seeing Trump’s serenely indifferent smug mug and hearing his “fine people on both sides” hardly alleviated those apprehensions. And then the Tree of Life Synagogue shooting followed and it became quite clear that something very poisonous was diffused in the air, that Trump’s very presence on the scene, his professed love for Israel and his Jewish grandkids notwithstanding, stirred up something very dark deep inside the American psyche. That was very worrying, but it was also obvious to me that the cultural, personal, and academic spaces that I inhabited were free of this poison. Friends, colleagues, students could be relied on to be appalled by rightwing antisemitism. In the aftermath of the Pittsburg shooting quite a few people on Facebook put up Jewish stars as their avatars. That was reassuring. But there were no stars of David following the antisemitic bloodbaths in Jersey City and Muncie, NY. No one seemed to notice the spree of almost weekly assaults on Orthodox Jews in Brooklyn that had escalated into a real community-wide crisis by 2020. The problem was quite clear but not appropriate for an honest conversation in polite company, because that violence was perpetrated not by some rightwing bozos, but by representatives of “minority populations.” Violence against Jews was readily condemned when it came from white supremacists and trumpist morons. But when the perpetrators could be construed as “oppressed” and “marginalized” then too many of my fellow liberals preferred to keep mum. Some facts were too inconvenient. To be honest, I found that strange silence in the face of violence to be disgustingly racist. John McWhorter has spoken and written eloquently about this sort of racist condescension that ultimately makes American racism even more entrenched. There is nothing enlightened or progressive in assigning different moral and ethical value to human behavior based on group affiliation. And there is nothing progressive in turning real human beings into the place holders and cutouts in the imagined pyramids of oppression.

And that brings us back to the issue of “Jewish power.” Or maybe it doesn’t… But whatever. In 1986, not eligible for a deferment because of the issue mentioned above, I was drafted into the army. Jewish families dreaded sending their sons into the military service as it was generally assumed that Jews would be mistreated. Many returned from the service traumatized. But my experience turned out to be ok – maybe on account of my personality (quite sunny back in the day) or just plain dumb luck. In fact, I still have some fond memories of that time, but that’s likely the function of nostalgia.

On my very first day at the base, we young recruits were lined up in front of the barracks. The scene reminded one of those harrowing drawings of slave auctions in the American South: the officers inspected the new arrivals to pick out the ones they wanted for their battalions. The officers were especially interested in specialized skills, they wanted to know who could drive, who could cook, who could paint, who could repair engines, etc. I could do none of the above. Senior Lieutenant Andreev, a chubby but very handsome man, circled me with obvious curiosity. He brought his thumb and an index finger close to my nose, jokingly measuring its size and then issuing an appreciative whistle. “Impressive,” he said, “so you’re one of THEM, huh?” I didn’t have to ask him what he actually meant. Resigned to my fate I just nodded: yes, one of them. But unexpectedly, Andreev looked pleased, his rakish smile revealing two rows of glamorously white and evenly aligned teeth. I had never seen such beautiful teeth in the Soviet Union. It was those teeth more than anything else that made me realize the inevitability of my coming submission to his will. Andreev announced that I’ll be joining the battalion under his command because he “needed someone like you.” I didn’t dare to ask why I was needed, but Andreev explained anyway: “You people are really something else, there is nothing impossible for you. Stay close to me, I’ll make sure you live, and you’ll help me when I need you.” This declaration of partnership sounded like a threat, but I was in no position to either reject or question it.

Actually, our relationship would eventually evolve into a weird sort of friendship, whereas Andreev held all the power over me, but often sought my advice or expertise on a dizzying array of issues. For example, once he asked me to translate into Russian the lyrics of Stevie Wonder’s “I Just Call to Say I Love You.” The song was popular with junior officers, and Andreev in particular was obsessed with it. One day he placed me by a beat-up cassette player Vesna 202 in the Lenin Room and let me listen to the song and write down the translated lyrics. The assignment was a distraction from a pretty depressing routine in the barracks and out on the firing range and I welcomed it. My English was almost nonexistent, but Andreev didn’t know that. So I just made up some random words and made them rhyme, to Andreev’s exuberant delight. For weeks afterwards Andreev and his buddies sauntered around the base belting out my lyrics. I truly felt like an accomplished poet.

I have to say his confidence in my abilities was not confined to foreign languages and poetry. He also regularly consulted me on matters of his cock, of which he was very proud. Once he grilled me for what seemed like hours about various ways to improve his sexual performance. Deep inside his excitable mind there persisted some kind of association between Jews and medicine. At the time, he had just made the acquaintance of a young textile factory intern from Ukraine and was desperate to impress her in bed, or rather on a pile of discarded trench coats, assembled for such romantic purposes in the storeroom in the back of the canteen. I knew that in order to maintain the fiction of my omnipotence I had to come up with a plausible technique. We discussed a few options at length and settled on a trick that, I thought, would be less potentially harmful to his health. I’ll skip the titillating details, but it involved tightening up Andreev’s scrotum with a shoelace. To my great relief, the shoelace trick worked. At least that’s what Andreev claimed next time he barged (he never just ‘entered’) into the barracks. This was just one of many such tests that I dreaded of failing. Even at this early age I understood well that disappointing someone who imagines you to be all-powerful can be really dangerous. Incidentally, many years later I got a phone call from Andreev on one of my return trips to St. Petersburg. It took me a while to remember who he actually was, but when I did I experienced a mild nostalgic feeling. Andreev had left the army and was now selling cars in Moscow. He needed my advice, because he wanted to expand his car selling business into the United States. He offered to form a joint venture. With some trepidation I demurred. I explained to him that I was a graduate student in a small town in the Midwest, where I was delivering pizzas for a living. He asked me about a model of the car I was driving. “Honda,” I said, “Honda Civic.” The former senior lieutenant sounded impressed: “Wow. A Japanese car. That’s cool. You people always know how to get quality products.”

I heard somewhere that Andreev had died. Of what? Who knows… He drank too much even back in the army days. Already portly as a young lieutenant he had probably grown overweight in his later, car selling days – I’m sure of that. And, of course, he smoked like a chimney (wonder what happened to those beautiful white teeth of his…). Also his obsession with his dick could render him vulnerable to bad actors. If he was willing to choke off his cock with a shoelace for a promise of a prolonged erection at the age of twenty-four, I fear to think what else he was prepared to do to himself, especially as a mature adult. There are not enough Jewish doctors around to safeguard and cure every self-destructive antisemite, even the lovable and unselfconscious ones – like Andreev.

Conspiracy theories have long fascinated me. Now, after the experience of the last few years, I find them more scary than fascinating. It used to be just curiosity about a phenomenon that featured sometimes large groups of people embracing what seemed to me like obvious and easily disproven absurdities. Why would anyone follow Jim Jones into the jungle in Guyana? Why would a seemingly sane person listen to a creep like Keith Raniere for a couple of minutes and not realize that the guru is a bullshit artist (and a rather pathetic one)? Why would anyone take Trump seriously? Why would people believe in QAnon and all the extravagant and obviously moronic nonsense that it peddles? How can someone, who gets up in the morning, brews his coffee, and goes off to an office job, also believe that George Soros and Bill Gates are running a shadowy global government out of a mountainous hideout in Switzerland? How could an established Western academic apparently sincerely embrace a nightmarish vision of Israeli soldiers harvesting organs from Palestinians in the West Bank? With time, I began to find this conspiratorial outlook both disturbing and personally threatening. It seems that sooner or later pretty much any conspiracy theory leads its adherents to similar conclusions, and these conclusions bode ill for the Jews… What did Andreev see when he looked at me? Because he didn’t see what was palpably right in front of his eyes – a scared, skinny 19-year-old in an ill-fitting uniform. To my great regret and apprehension, I didn’t possess the powers he associated with “someone like me,” but was there any way for me to communicate this simple truth to “someone like him”? Would’ve it been possible for me to reject his notions of me and not antagonize him in the process? And if he persisted in his delusions (as he did) at what point could those delusions turn into fear? Or hatred? That’s what happens when we convert human beings into symbols, quite often this is a one-way journey, leading to doors of no return.

Last winter, I spent hours walking through the snowy woods of Northeastern Pennsylvania, listening to an audible edition of Ullrich Volker’s new two-volume biography of Hitler (yes, my idea of pastime). An absolutely incredible book, which I cannot recommend highly enough. I’m not an expert on German or World War II history, so I found a lot of things new and surprising. And what surprised me most was Hitler’s attitude towards the Jews. You may think, duh, who doesn’t know that Hitler hated the Jews… And you’re right. Of course, we know about Hitler’s obsessive antisemitism. But I was surprised to learn how much Hitler (and Goebbels and quite a few other Nazi goons) feared the Jews. Jews terrified them. Even when they were gassing and shooting Jewish men, women, and children in millions, they were afraid of them. Hitler had convinced himself that the war he was waging against the British, the Soviets, the Americans… was a war against the Jews. Ideologically, the Nazis had been conditioned to see past or through the corporeal. When they herded the Jews into those ghastly gas chambers, they were not dispatching the terrified and the powerless, they were destroying a symbol of power. Yes, they were acutely conscious of hierarchies of power and it was that consciousness of injustice and it was their fear that motivated them to murder the alleged oppressors. Not every single Nazi was a psychopath, probably, most of them were just regular and… gulp… well-meaning people (just read Christopher Browning’s Ordinary Men). But many of them had internalized a worldview that identified the Jews as all powerful and deadly. They were saving themselves from a mighty adversary. And they were saving the world.

This is something that occurred to me as I was listening to that interview with Yossi Klein Halevi. He was asked about this bizarre fad of Western students tearing down the flyers with faces of Israeli captives. I mean, you can support the cause of free Palestine all you want, but destroying an image of a 9-month baby, whose parents were brutally murdered just a few weeks earlier and who is now kept in captivity in some underground tunnel? And the violence, with which these young and well-intentioned Westerners destroy these flyers… They really rip them to pieces – it’s a symbolic act of vandalism and ritualistic murder that needs to be understood. And here Halevi, I think, is prescient. He doesn’t attribute these acts of symbolic violence to antisemitism, at least not for everyone involved in them. Something else seems to be afoot here. It is unbearable for these youngsters to see Israelis as victims, because such imagery undermines the main premise of their worldview: evil needs to be powerful to motivate the just to destroy it. These flyers truly make these students mad, because they can potentially make them question the righteousness of their worldview. And that questioning is absolutely unacceptable. The Israelis, the Jews are powerful, they oppress, they exploit, they “colonize”… Any story or depiction of Jewish suffering that runs contrary to this conviction needs to be ignored or better yet expunged. Hey-hey, Ho-ho, Holocaust Studies got to go! Did you hear that chant? Not yet? You will hear it soon.

Wonder what my old friend Andreev would’ve made of it… Wonder if he went to his grave still believing that a skinny kid from Leningrad was actually a miracle worker in disguise. In some ways, I have lived my life in the shadow of his expectations. He was like a Jewish mother to me. He expected much from “people like me” and I didn’t want to disappoint him. But also… also… I feared him. I feared that he was afraid of me.

About the Author:

Maxim Matusevich. (2)
Maxim Matusevich
New Jersey, USA

Maxim Matusevich is a historian of Africa and the Cold War. Born in St. Petersburg, Russia, he moved to the United States on the eve of the Soviet collapse. He is presently professor of global history at Seton Hall University in New Jersey, where he directs the Russian and East European Studies Program. Maxim also writes and publishes fiction, mostly in English. His short stories, novellas, and essays have appeared in the Kenyon Review, New England Review, the Bare Life Review, MumberMag, Anti-Heroin Chic, BigCityLit, the Wild Word, Transitions, Foreign Literary, JTA, ReLevant, and other outlets.

Maxim Matusevich Максим Матусевич
Bookshelf
by Yulia Fridman

A book of poems by Yulia Fridman.

“I have been reading Yulia Fridman’s poems for a long time and have admired them for a long time.” (Vladimir Bogomyakov, poet)

by Nikolai Zabolotsky

A collection of early poems by Zabolotsky, translated into English by Dmitri Manin. “Dmitri Manin’s translations retain the freshness of Zabolotsky’s vision.” – Boris Dralyuk

by Art Beck

A collection of essays and reviews by Art Beck. “These pieces are selected from a steady series of essays and reviews I found myself publishing in the late aughts of the still early century.”

by Alexis Levitin

In this collection of 34 short stories, author Alexis Levitin, travel set in hand, takes the reader on a journey across several continents – and even into space – exploring the joys of chess and its effect on the lives of those who play.

by Aleksandr Kabanov

A book of wartime poems by Alexandr Kabanov, one of Ukraine’s major poets, fighting for the independence of his country by means of words and rhymes.

by Mark Budman

Every character in these twenty-two interlinked stories is an immigrant from a place real or imaginary. (Magic realism/immigrant fiction.)

Videos
Three Questions. A Documentary by Vita Shtivelman
Play Video
Poetry Reading in Honor of Brodsky’s 81st Birthday
Length: 1:35:40