Валерий Бочков. Лев и другие, которые помельче

Также в рубрике Эссе:

Leo Toldstoy's estate in Yasnaya Polyana (Ясная Поляна)
Усадьба Льва Толстого в Ясной Поляне
Валерий Бочков. Лев и другие, которые помельче

ЭССЕ-АПОКРИФ

Характер у Льва Толстого был непростой. Можно сказать, противоречивый. А если уж начистоту — скверный характер был у Льва Толстого.

Максим Горький приезжал в Ясную Поляну и подолгу гулял с графом по окрестным лугам, пытаясь выведать секреты писательского мастерства. Покинув усадьбу, они сперва обычно шли по дороге, после берёзовой рощи поднимались на холм. Тут делали передышку, Толстой выполнял пару физкультурных движений — махал руками и приседал, громко хрустя коленями; Горький отходил в сторону и закуривал папиросу. С холма открывался вид на реку, остов сгоревшей мельницы с чёрным колесом и старую горбатую иву. Другой берег, пологий и скучный переходил в сады, за ними виднелась красная крыша амбара и журавль колодца. Огороды перетекали в поля, лиловые и почти призрачные, на самом горизонте узкой полосой темнел то ли дальний лес, то ли там уже наливалась июльской грозой жирная туча.

После полудня начинало парить и настроение у Толстого обычно портилось. Горький подмечал и становился ласковым. Толстого это злило ещё больше. Хотелось пить, рубаха липла к спине, одолевали мухи. Лев мрачнел, прибавлял шагу, хлёсткой палкой рубил головы встречному репейнику.

Горький шагал следом и округлым баритоном бубнил в спину графу. Тот, не обернувшись ни разу, если и отвечал, то лишь междометиями. Пыхтел, фыркал и крякал. Горький не отставал, донимал ерундой, шутил и сам смеялся. Что-то спрашивал, не дождавшись ответа снова шутил и снова смеялся. Толстой шагал вперёд. Стрижи молча носились над лугом, запад темнел, оттуда ползла гроза.

“Lev Nikolaich, that dream of Anna’s … That dream where the dwarf forges iron and says something in French…” Gorky angrily slapped a horsefly on his cheek. “Bastard, sucking my blood …”

На ходу вытер ладошку брезгливо о штаны.

— Так вот, очень хочу знать, Лев Николаич, каков символизм сна того? Сна Анны?

Граф вдруг остановился и резко повернулся.

— Знать хочешь? — мрачно спросил.

— Хочу, — растерялся Горький.

— Сильно хочешь?

— Да.

Толстой ухмыльнулся, почесал бороду и сплюнул в траву.

— Тогда не скажу.

* * *

Скуку у читателя вызвать элементарно, нужно ему рассказать всё сразу. Эту фразу произнёс Антон Чехов, когда прошлым летом наконец приехал в Ясную Поляну. Пили чай на веранде. Был август, было душно, донимали мухи.

—Ведь это он в меня метит, дохтур, — Толстой осторожно снял божью коровку с бороды и выкинул в сад. — Вот ведь язва.

Подумал, но не сказал ничего. Только крякнул и кипятку подлил из самовара в стакан. Пальцами вытащил из сахарницы кусок рафинада, опустил в чай.

— Яблоками пахнет, — Чехов хрустнул пальцами. — Шафран?

— Чёрт его знает, — отозвался граф, звеня ложкой в стакане. — Вы, Антон Палыч, лучше сушками угощайтесь. И варенье тоже — крыжовник.

— А курить позволите?

Вообще этот Чехов оказался совсем не таким, как представлялся по фотографиям — дохляк в пенсне и с козлиной бородкой, — нет, Чехов был на пол головы повыше самого Толстого, плечистым, к тому с какой-то почти офицерской статью. И баритон — просто жан-премьер в чистом виде. Московское бабьё стаями бегает, должно быть. Но с чего он взял, что я скучно пишу? Это он, должно быть, про Анну, у самого-то, видать, пороху на роман не хватает — рассказики да повестушки кропает. Или от зависти сказал? Хотя не похоже.

— Духота… — Толстой подвинул пепельницу, взял сахарные щипцы, покрутил и положил на скатерть, зачем-то понюхал пальцы. — Духотища…

— К вечеру ливанёт, — Чехов со вкусом затянулся папироской и выпустил дым в сторону. — Август…

Ему хотелось сказать что-то важное, что-то главное — по дороге в Ясную мысли складывались в умные фразы — чёткие, честные, а сейчас на ум приходила выспренняя пошлятина, липкая и гадкая, вроде мёда с песком. Да и ещё эта чёртова жара впридачу…

— А вы, Антон Палыч, — с внезапным воодушевлением спросил Толстой. — Вы плавать умеете?

— Плавать?

— Ну да — плавать, — Толстой изобразил руками будто медведь продирается через кусты. — Плавать!

— У меня и костюма нет…

Граф что-то пренебрежительно буркнул. Вылез из-за стола, шумно — гремя стулом и звеня чайной посудой. Протопал в дом и тут же вернулся с двумя полотенцами. Одно бросил Чехову, другое перекинул через плечо.

Погода начала портиться. Когда поднялись на холм, небо уже затянуло сизой мутью, солнце стало круглой дыркой, яркой, но не слепящей. Жар казался материальным, как в парилке. Внизу оловом темнел изгиб реки, а над серо-жёлтыми полями нависала туча, жирная и косматая. В фиолетовой дали можно было разглядеть тёмные полосы ливня, оттуда долетало глухое ворчание.

К реке спускались кривой тропинкой, убитая глина с отпечатками босых пяток белела как гипс. Снизу поднимались бабы с мокрым бельём, румяные, потные. Примолкли сразу, посторонились, пропуская. Толстой на ходу оглядел баб, задержал взгляд на крепкой молодке, чернявой и бровастой, та стрельнула глазом и отвернулась. Чехов сделал вид, что не заметил, зачем-то начал свистеть. В черновике «Войны и мира» был эпизод, где Элен развлекается с двумя французами одновременно, Софья наткнулась, переписывая: «Фу, Лёвушка, какая мерзость — надо убрать. Молодые барышни будут же читать. Надо убрать». Он и убрал.

От реки тянуло тёплой тиной, из-за ивняка выглядывала новая купальня с мостками. Пахло свежими сосновыми досками.

— Старую прошлым мартом снесло, — Толстой стянул рубаху через голову. — Ледоходом. Срезало вчистую.

Чехов сел на лавку, снял шляпу, положил рядом. Неспешно расшнуровал ботинки. Толстой, уже голый, скомкал одежду и сунул под скамью вместе с сапогами. Гулко топая, пошёл к мосткам. Оглянулся:

— Одежду под лавку, Антон Палыч! И полотенцем накройте — а то сейчас ливанёт. Полотенцем!

Подошёл к краю, начал смешно размахивать руками. Разминался. Тощий зад, борода, седые лохмы — вылитый леший. Кисти рук, крупные и костистые, были кирпичного цвета. Чехов аккуратно скрутил носки, воткнул в ботинки. Доски оказались почти горячими. Он встал, потянулся, чуть помешкав, снял штаны.

Лиловая туча закрыла уже половину неба. Она росла, набухала, рваный край клубился над самой головой. Тугой порыв ветра обдал теплом и пылью, духом сухой травы. По серой воде пронеслась рябь, камыши разом пригнулись. Ивы зашумели, вздрогнули седой изнанкой мелкой листвы. На доски помоста шлёпнулась одна капля, за ней другая, третья.

Толстой что-то зычно выкрикнул и, оттолкнувшись, прыгнул с мостков в реку. Вынырнул, взмахнул руками, снова нырнул. Пошла волна, прибрежные кувшинки в такт закивали жёлтыми цветками. Дождь уже лил вовсю. Чехов, сутулясь, спустился по лестнице в воду, задержался на последней ступеньке. Присел, вытянул шею и поплыл. Шум дождя слился в плотный гремящий гул.

Толстой вынырнул на середине реки, не просто вынырнул, а мощно вырвался на поверхность — с брызгами и рыком. Он кричал, фыркал и размахивал руками, будто пытался взлететь. «Царица небесная! Хорошо-то как!» — повторял, с размаху шлёпая ладонями по воде. Саженками доплыл до мельницы — там под ивой прятались рыбаки — он о чём-то поговорил с ними. Мужики чему-то смеялись, потом достали из воды кукан с огромной щукой.

Чехов, по-женски плавно, доплыл до середины реки, там перевернулся на спину и, раскинув крестом руки, подставил лицо под дождь. Течение лениво тянуло его на юг. От капель невыносимо щекотало в нёбе, Чехов жмурился, ливень бил в лоб, хлестал по векам, по щекам. Сквозь шум дождя до него долетало: «Царица небесная! Хорошо-то как! Хорошо!»

* * *

Чехов уехал под вечер, ночевать отказался, сославшись на кучу дел поутру. Толстой вернулся на террасу, проводил взглядом повозку, когда та скрылась за берёзами, сел в плетёное кресло.

— Вот ведь человек… — бормотал, недовольно царапая ногтём скатерть. — Ведь и душа, и талант — всё есть… всё…

В поезде Чехов записал: «Страшно подумать о той пустоте, которая возникнет в моей жизни, когда его не станет. Кажется, ни одного человека я не любил так полно и так сильно».

Чехов умрёт первым — через девять лет.

«Для меня святая святых, — напишет он, — человеческое тело, здоровье, интеллигентность, талант, вдохновение, любовь и абсолютная свобода — свобода от насилия и фальши, в какие бы одежды они не рядились».

Он умрёт в сорок четыре года — Антон Чехов.

Слава пришла к нему рано, люди, часто незнакомые, обращались к нему за помощью, за советом. Он не отказывал никому. Интеллигент должен быть щедрым, считал он. Щедрым и скромным — Чехов читал все рукописи, которые присылали ему, всегда писал комментарии. Он никогда и никому не отказывал в медицинской помощи, с неимущих денег не брал. Свои гонорары он жертвовал на строительство школ и обустройство госпиталей по всей России, многие из которых открыты и сегодня.

Добро должно твориться скрытно. У щедрости напоказ привкус хвастовства: добродетель превращается в ханжество, а пророк — в зануду. Ни словом, ни делом Чехов никогда не нарушил этих заповедей.

В 1904 году в день его смерти Лев Толстой запишет в дневнике: «Даже не мог представить, что он меня любит так сильно».

——-
Вермонт, 2021

Об Авторе:

Валерий Бочков
Валерий Бочков
Vermont, US

Валерий Бочков родился в Латвии и вырос в Москве, где получил степень магистра изобразительных искусств. После успешной карьеры художника-акварелиста и иллюстратора он стал креативным директором ведущего международного рекламного агентства. Б период с 1995 по 2000 год разрабатывал отмеченные наградами кампании в Москве и Нью-Йорке. Эмигрировал в США и создал собственную студию визуальных и интерактивных медиа и коммуникаций. Как профессиональный художник он провел около десятка персональных выставок в Европе и США и дважды был приглашен на Эдинбургский фестиваль искусств. Его первые рассказы были опубликованы в 2012 году, после чего он получил несколько номинаций в российские шорт-листы («Национальный бестселлер», «Большая книга», «Букер», НОС) и в 2014 году был удостоен Русской премии — литературной награды для писателей, живущих за пределами России и пишущих на русском языке. Он живет в Вермонте.

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в telegram
Поделиться в email
Valery Bochkov Валерий Бочков
Книжная полка
Виктор Енютин

Сборник стихов Виктора Енютина, русского поэта и прозаика, проживающего в Сиэтле. Енютин эмигрировал из СССР в 1975. Издательство «Кубик» (Сан Франциско, 1983).

 

Анна Крушельницкая

В этом сборнике эссе автор из России и США пишет о советском и постсоветском: сакральном, обыденном, мало обсуждаемом и часто упускаемом из виду. Какими были советские школьные танцы? Ходили ли советские люди в церковь? Слушали ли Донну Саммер? И как вообще можно завивать волосы горячей вилкой?

Видеоматериалы
Проигрывать видео
Poetry Reading in Honor of Brodsky’s 81st Birthday
Продолжительность: 1:35:40
Проигрывать видео
The Café Review Poetry Reading in Russian and in English
Продолжительность: 2:16:23

Valery Bochkov. Leo and the Rest of Them
Leo Toldstoy's estate in Yasnaya Polyana (Ясная Поляна)
Leo Tolstoy's estate in Yasnaya Polyana
Valery Bochkov. Leo and the Rest of Them

An Apocryphal Essay

Leo Tolstoy wasn’t even-tempered. One might say, he was a bit contradictory.  And to be honest, Leo Tolstoy had a bad temper.

Maxim Gorky came to Yasnaya Polyana and walked with the count for a long time in the surrounding meadows, trying to find out the secrets of his writing. After leaving the estate, at first, they usually walked along the road, and after passing a birch grove, they climbed a hill. Here they would take a break, and Tolstoy would perform a couple of exercises – he waved his arms and squatted, loudly crunching his knees, while Gorky stepped aside and lit a cigarette. From the hill one could see a river, a skeleton of a burned-out mill with a black wheel, and an old humpbacked willow. The other bank, flat and dull, was filled with gardens, behind which could be seen the red roof of a barn and a well’s crane. Vegetable gardens spilled over into fields, which looked violet and somewhat ghostly; and on the horizon, a narrow strip of darkness was either a distant forest or a thick cloud filled with a July thunderstorm.

In the afternoon it got hot, and Tolstoy’s mood would deteriorate. Gorky, noticing this, became affectionate. This would anger Tolstoy even more. He would get thirsty, his shirt sticking to his back and flies getting to him. Leo would turn gloomy, walk faster, chopping off the heads of wayside burdock with his stick.

Gorky would follow, mumbling in his rounded baritone into the count’s back. Without turning around even once, Tolstoy either did not respond at all, or responded only with interjections. He would puff and snort and quack. Gorky didn’t lag behind, pestered him with nonsense, joked and laughed at his own jokes. He would ask something, without waiting for an answer, joke again and laugh again. Tolstoy would just walk on. Swifts darted silently over the meadow, the west was darkening, a thunderstorm was creeping from the darkness.

“Lev Nikolaich, that dream of Anna’s … That dream where the dwarf forges iron and says something in French…” Gorky angrily slapped a horsefly on his cheek.  “Bastard, sucking my blood …”

He wiped his palm disgustedly on his pants, still walking.

“So, I really want to know, Lev Nikolaich, what is the symbolism of that dream? Anna’s dream?”

The count suddenly stopped and turned around sharply.

“Do you really want to know?” Tolstoy asked glumly.

“I do,” said Gorky, baffled.

“You really want to?”

“Yes.”

Tolstoy grinned, scratched his beard and spat into the grass.

“Then I won’t tell.”

* * *

Boring the reader is easy; all you need to do is tell him everything at once. This phrase was uttered by Anton Chekhov when he finally arrived at Yasnaya Polyana last summer. They drank tea on the veranda. It was August, the air was stuffy, flies were getting to them.

“This bastard was aiming at me, doc.” Tolstoy carefully removed a ladybug from his beard and threw it out into the garden. “The bastard.”

He thought about it, but didn’t say anything. He just grunted and poured boiling water from the samovar into a glass. With his fingers he pulled a piece of refined sugar out of the sugar bowl and dipped it into his tea.

“Smells like apples,” Chekhov snapped his fingers. “Is it saffron?”

“Devil only knows,” the count responded, jingling a spoon in his glass. “And you, Anton Palych, better help yourself to sushki. And to the jam, too – it’s gooseberries.”

“Am I allowed to smoke?”

The real Chekhov turned out to be totally different from his photographs, which depicted a weakling with a pince-nez and a goatee. This real Chekhov was half a head taller than Tolstoy himself, broad-shouldered, with an officer’s bearing. And his baritone was a pure jeune premier. Moscow women must be running after him in flocks. But where did he get the idea that my writing is boring? He must be talking about Anna; he himself, you see, doesn’t have the guts for a novel–stories and novellas are all he can pen. Or did he say that out of envy? Doesn’t look like it, though.

“The humidity…” Tolstoy moved the ashtray aside, lifted the sugar tongs, turned them this way and that, put them back on the tablecloth and some reason sniffed his fingers. “The stuffiness…”

“It’ll pour in the evening,” Chekhov took a tasteful drag on his cigarette and blew out the smoke aside. “It’s August…”

He wanted to say something important, something meaningful–on the way to Yasnaya Polyana, his thoughts formed into clever phrases – clear and honest, but now only lofty vulgarity, sticky and nasty, like honey and sand, came to mind. And this damn heat on top of it all…

“And you, Anton Palych,” Tolstoy asked with sudden enthusiasm.  “Do you know how to swim?”

“Swim?”

“Well, yes, swim,” Tolstoy moved his arms like a bear wading through the bushes. “Swim!”

“I don’t even have a swimsuit…”

The Count muttered something disdainfully. He got out from behind the table, noisily–rattling a chair and clinking tea utensils. He stomped into the house and immediately returned with two towels. He threw one over to Chekhov and hung the other over his shoulder.

The weather was getting worse.  When they climbed the hill, the sky was already covered with a gray haze, the sun became a round hole, bright, but not blinding. The heat seemed tangible, like in a steam room. Below the bend of the river darkened like tin, and a cloud, fat and shaggy, hung over the gray-yellow fields. In the violet distance, one could see dark streaks of a shower, accompanied by a dull grunting.

They descended to the river along a curved path, dead clay with imprints of bare heels gleaming white like gypsum. Women with wet linen were walking up from below, pink and sweaty. They all fell silent at once and stepped aside, letting them pass. Tolstoy looked at the women as he walked, fixed his gaze on a strong young woman, who was dark, with heavy eye-brows; she glanced at him and turned away. Chekhov pretended not to notice, and for some reason he began to whistle. In an early draft of “War and Peace” there was an episode of Helene having fun with two Frenchmen at the same time, and when Sophia stumbled on it, while copying, she said: “Ugh, Lyovushka, this is disgusting – it should be removed. Young ladies will be reading this. We must remove it.” So, he removed it.

The smell of warm mud wafted out from the river, a new pool with footbridges peeped out of a willow. It smelled of fresh pine boards.

“The old one was knocked down last March.” Tolstoy pulled his shirt over his head. “Ice drift. Cut it off cleanly.”

Chekhov sat down on the bench, took off his hat and put it beside him. He slowly unlaced his shoes. Tolstoy, already naked, crumpled up his clothes and shoved them under the bench along with his boots. Stomping loudly, he went to the footbridge.  He looked around.

“Clothes go under the bench, Anton Palych! And cover them with a towel – it’ll pour any minute now! Cover them with a towel!”

He walked over to the edge and started waving his arms in a funny way, warming up. A skinny backside, a beard, gray hair – a spitting image of a goblin. His hands, large and bony, were brick-colored. Chekhov twisted his socks neatly and stuck them into his boots. The boards were almost hot. He got up and stretched, hesitating a little, then took off his pants.

A purple storm cloud has already covered half of the sky. It grew, swelled, and its ragged edge curled overhead. A tough gust of wind washed over them with warmth and dust, with the spirit of dry grass. Ripples swept across the gray water, and the reeds bent down at once. The willows rustled; a shudder went through the gray underside of their small foliage. One drop splashed onto the planks of the platform, followed by another.

Tolstoy shouted something loudly and, pushing himself off, jumped off the footbridge into the river. He emerged, waved his hands, and dived again. A wave came; coastal water lilies nodded their yellow flowers in time. It was already raining heavily. Chekhov, stooping, went down the stairs into the water, lingering on the last step. He sat down, stretched out his neck and swam. The sound of the rain was now a dense, thundering rumble.

Tolstoy emerged in the middle of the river, and it wasn’t a simple emerging but a powerful burst to the surface–with splashes and a roar. He screamed and snorted and waved his arms as if he were trying to take off. “Queen of Heaven! Ah, this is so good!”–-he repeated, slapping the water with his palms. He swam sazhenka strokes* to the mill – there were fishermen hiding under the willow tree, and he talked to them. The peasants laughed at something, then pulled out a fish stringer with a huge pike from the water.

Chekhov swam gently, like a woman, to the middle of the river; there he turned over onto his back and, spreading out his arms like a cross, put his face to the rain. The current pulled him lazily southward. Raindrops tickled unbearably on his palate; Chekhov screwed up his eyes, and the downpour hit his forehead, lashed on his eyelids, and on his cheeks. Through the sound of the rain, he heard: “Queen of Heaven! Ah, this is so good! So good!”

* * *

Chekhov left in the evening. He refused to spend the night, saying he had many things to do in the morning. Tolstoy came back to the terrace, followed the cart with his eyes, and when it disappeared behind the birches, he sat down in a wicker chair.

“What a man…,” he muttered, scratching the tablecloth with his fingernail, in displeasure. “He has the soul and the talent – he has everything… everything…”

On the train, Chekhov wrote: “It’s scary to think of the emptiness that will arise in my life when he is gone. It seems that I have never loved a single person so fully and so much.”

Chekhov will die first–in nine years.

“For me, the holy of holies,” he will write, “are the human body, health, intelligence, talent, inspiration, love and absolute freedom – freedom from violence and falsehood, no matter what clothes they wear.”

He will die at forty-four years of age. Anton Chekhov.

Glory came to him early; people, total strangers, turned to him for help, for advice. He did not refuse anyone. An intellectual should be generous, he believed. Generous and modest: Chekhov read all the manuscripts that were sent to him, and he always wrote comments. He never denied anyone medical help; he never took money from the poor. He donated his fees to the construction of schools and the setting up of hospitals throughout Russia. Many of them still exist.

Good should be done secretly.  Show-off generosity has a taste of boastfulness: virtue turns into bigotry, and a prophet turns into a bore. Chekhov never violated these commandments through word or deed.

In 1904, on the day of his death, Leo Tolstoy wrote in his diary: “I could not even imagine that he loved me so much.”

………………..
* sazhenka strokes (саженками) – an old Russian style of swimming
.

Translated from Russian by EastWest Literary Forum

About the Author:

Valery Bochkov
Valery Bochkov
Vermont, US

Valery Bochkov was born in Latvia and grew up in Moscow. After graduating from college with a Master’s degree in Fine Arts, he had a successful career as a watercolor artist and illustrator. In 1995-2000, he worked as a creative director for a top international advertising agency, developing award-winning campaigns in Moscow and New York. After he emigrated to the US, he created his own Studio for visual and interactive media and communications, including visual concepts for the Discovery Channel; his illustrations were published in newspapers such as the New York Times and The Washington Post. He had over a dozen solo shows of his artworks, both in Europe and in the US, and he was invited to the Edinburgh Art Festival twice. His first short stories (written in Russian) were published in 2012. He was shortlisted for several major Russian literary prizes (National Bestseller prize, Big Book, Russian Booker, NOS), and in 2014 he was awarded the Russian Prize, the literary award for writers living outside of Russia and writing in Russian.

Share on facebook
Share on twitter
Share on email
Valery Bochkov Валерий Бочков
Bookshelf
by Gari Light

These English poems by Gari have the same energy and elegance as his Russian poems, and they are enriched by his multilayered, polyphonic use of the English language to express thoughts and feelings with sophistication and humor.

by Marina Tsvetaeva. Translated by Nina Kossman.

This new edition by Shearsman Press (UK) contains translations of Marina Tsvetaeva’s narrative poems (поэмы). They can be seen as markers of various stages in her poetic development, ranging from the early, folk-accented On a Red Steed to the lyrical-confessional Poem of the Mountain and Poem of the End to the more metaphysical later poems, An Attempt at a RoomPoem of the Mountain, a beautiful requiem for Rainer Maria Rilke, New Year’s Greetings, and Poem of the Air, a stirring celebration of Lindbergh’s transatlantic flight and the quest for the soul’s freedom. These translations were first published by Ardis in 1998 and reprinted by Overlook in 2004 and 2009. The current edtion was published by Shearsman Press (UK) in 2021.

 

 

 

Videos
Play Video
Poetry Reading in Honor of Brodsky’s 81st Birthday
Length: 1:35:40
Play Video
The Café Review Poetry Reading in Russian and in English
Length: 2:16:23