Давид Стромберг. Историческое осознание во время пандемии

Также в рубрике Эссе:

Давид Стромберг. Историческое осознание во время пандемии
Давид Стромберг. Историческое осознание во время пандемии

В детстве я испытывал отвращение к политике, и мне потребовались годы, чтобы понять, что во многом это связано с ролью советской истории в судьбе моей семьи. Все изменилось, когда я стал изучать писательство и философию в Школе критических исследований CalArts и прочитал «Приключения диалектики» Мориса Мерло-Понти (1955) – книгу, которая, по его словам, формулирует «философию истории и духа». Я открыл для себя не только язык истории, но и ее дух, и осознание того, как силы истории влияют на жизнь простых людей, порой даже создавая сами обстоятельства, благодаря которым мы появились на свет. В моем случае невозможно было прийти к пониманию этого влияния без знания советской истории.

Поясню. Мои родители родились на противоположных берегах Черного моря. Отец из Тбилиси, мать из Кишинева, и познакомились они в 1967 году недалеко от украинского портового города Одесса. Оба были музыкантами, выросли в еврейских семьях, так что очень быстро летний флирт перерос в потенциальные отношения. Но их свела не любовь, а необходимость выживания в советские годы.

Мой дедушка по отцу был предпринимателем. Он отбыл в лагере для военнопленных восемь лет по доносу, и однажды обнаружил, что отец моей матери, портной, воевавший в Красной Армии во время Второй мировой войны, перевелся в Москву. Просто портной, который и на фронте занимался своим ремеслом всю дорогу до Берлина. Шил костюмы для Брежнева, назначенного  первым секретарем Коммунистической партии Молдовы в 1950 году и назначившего Николая Щелокова вторым секретарем и первым заместителем премьер-министра, а также членом Верховного Совета. Щелоков назначил моего деда своим личным портным. В 1966 году, через два года после того, как Брежнев стал главой СССР, Щелоков уже был министром общественного порядка или, как переименовали эту должность пару лет спустя, министром внутренних дел, то есть советским начальником полиции. Через год после переезда в Москву Щелоков привез своего портного-еврея.

Как намного позже объяснил мне отец, Щелокова интересовали не только хорошо сшитые костюмы. Ему также был нужен посредник для передачи взяток от определенных этнических групп. В отличие от сталинской эпохи, когда любой арест заканчивался либо расстрелом, либо сроком в Сибири, в брежневском Советском Союзе судьбы аполитичных и уголовных заключенных могли быть облегчены деньгами или ценностями. Поскольку «пидйон швуим»—освобождение соплеменников-евреев, несправедливо заключенных в тюрьму властями— было глубоко укоренено в еврейской традиции, советские власти могли рассчитывать на друзей и членов семьи, готовых помочь арестованному. А поскольку столь многое в Советском Союзе подлежало аресту и судебному преследованию, была постоянная потребность в контактах для дачи взяток высшим должностным лицам.

Мой дедушка-портной не хотел заниматься чем-либо, кроме шитья костюмов, и это поставило его в тупик, потому что он не мог отказаться от предложения главы СССР и начальника полиции. И тут появляется мой дедушка-предприниматель. Внезапно появилась возможность перепоручить грязную работу другому, в данном случае отцу жениха, который был рад взять на себя эти обязанности. Ведь не было лучшего способа избежать тюрьмы, чем заниматься делом вместе с полицией.

Я не знаю, как все это было организовано моими двумя дедушками, но обе стороны видели преимущества брака и потому брак был заключен. Кроме того, благодаря этим связям мои родители смогли записаться в Государственное музыкальное училище им. Гнесиных. Таким образом, два человека, которые были настолько несовместимы, что их трудно было представить вместе, провели в браке почти двадцать лет.  Родился первый ребенок—эмигрировали в Израиль; родился второй ребенок – переехали в США. Закончилось это всё тем, что семья в конечном итоге распалась.

Мне было шесть с половиной лет, когда это произошло. Меня отправили обратно в Израиль с матерью. Ее родители умерли ещё до нашего переезда в Америку, и поэтому мы стали жить у родителей отца в отдаленной части Яффо (район большого Тель-Авива). Мой отец и старшая сестра остались в Лос-Анджелесе.  Два года спустя я переехал к отцу в Америку, где рос в районах для иммигрантов и посещал inner city school, пока не стал ездить на автобусе в среднюю школу в Ван-Найсе и поступил в колледж в Вест-Сайд Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Моим главным предметом была математика, но большую часть времени я проводил за изучением литературы и искусств.

Трудно описать — даже в терминах Мерло-Понти — исторические и духовные расстояния, отделявшие Советский Союз прошлого от реальности западного района Лос-Анджелеса. Однако именно там, в Калифорнийском университете, я испытал нечто вроде смущения из-за того, что у меня не было исторического осознания. Как-то в один весенний день на первом курсе я подошел к группе студентов и один из них спросил не радикал ли я. Что это значит? — Радикал, — сказал он, — значит коммунист. Я улыбнулся. — Нет, — ответил я, и добавил, обидевшись на вопрос.  — Я капиталист. И почему-то я уточнил: — Мои родители из Советского Союза. Он спросил меня, откуда именно, и когда я сказал, что мой отец из Грузии, он резюмировал: — Ну мы же не сталинисты. Все засмеялись — и, видя, что я стал объектом шутки, которую даже не понял, я тоже засмеялся. Так я осознал, что мне не хватало знания о прошлом моей семьи.

«Приключения диалектики» Мерло-Понти дали мне то самое понимание, ту самую связь, на которую отзывались и сердце и разум. Работа над книгой заставила Мерло-Понти пересмотреть все, что, ему казалось он знал—переосмыслить собственные суждения и убеждения— но для меня это имело совсем другое значение. Я осознал свое прошлое как исторический предмет. С помощью Мерло-Пони я также понял в какой степени – несмотря на то, что в нашей семье отсутствовали политические заключенные, герои или известные политические деятели, – советская действительность определила историю нашей семьи, включая мое собственное существование— и почему выезд из этой реальности привел к распаду нашей семьи.

Несколько лет назад, из разговоров с матерью, живущей в Иерусалиме, я узнал, что она смотрела документальный фильм о советской коррупции и в частности,  о Щелокове, показанный по российскому телевидению. В середине передачи рассказчик вдруг упомянул, что министерство Щелокова заведовало девятью квартирами в центре Москвы, каждая из которых была закреплена за его близкими родственниками и друзьями. «Дочь портного, семья которой позже уехала в Израиль», — услышала она о себе в телепередаче, сидя в своей квартире в Иерусалиме, спустя сорок лет после эмиграции из СССР и почти через двадцать лет после распада Советского Союза…  Прошло столько лет, а в средствах массовой информации всё ещё говорили о ее семье, жившей когда-то в квартире для служащих.

Конечно, наша семья извлекла выгоду из сделки с советским правительством, но только для того, чтобы выжить. И этот способ выживания не обещал никаких благ в будущем, особенно когда к власти пришло новое руководство. На самом деле, мне повезло, что мои родители, сестра, а также бабушки и дедушки уехали из СССР в 1979 и 1980 гг. Три года спустя, в 1982 году, умер Брежнев, а через два года, в 1984 году, Щелоков попал под следствие по обвинению в коррупции. Он якобы застрелился, чтобы избежать ареста. Но что было на самом деле, действительно ли он застрелился? Кто знает. Единственное, что мы знаем наверняка, это то, что он мертв.

Чтобы понять все это, потребовались не только годы разговоров с семьей о нашем общем прошлом, но и изучение советской истории. Я вовсе не собирался становиться историком, но мне нужно было узнать не только о мире, в котором я жил, но и о прошлом, из которого возник этот мир. И то, что я таким способом развил свое историческое осознание, заставило меня глубже понять, как быстро меняются наши реалии и как политические события, стихийные бедствия и пандемии влияют на ход нашей повседневной жизни.

Именно тогда я начал читать новости каждый день — у меня началось то, что Томас Бернхард называет «газетной болезнью». Теперь я постоянно читаю новости и слежу за политическими событиями в мире. Подвергая себя «газетной болезни», я пытаюсь породить в себе антитела, которые напоминали бы мне о том, как необходимо «застолбить» свою собственную территорию в истории — и дать возможность проявиться тому, что делает нас людьми. Я имею в виду не только культуру или искусство, а все, что связано с нашим социальным существованием, как, например, то, что даже спустя долгое время после краха политического режима мы все еще умственно продолжаем жить в несуществующей реальности.

 

Перевела на русский Дарья Тоцкая
 

Об Авторе:

Давид Стромберг
Давид Стромберг
Иерусалим

Давид Стромберг — писатель, переводчик и литературовед. Родился в Израиле, в детстве и юности жил в США. Его книги (fiction) выходили в издательствах The Woven Tale Press, The Account и Call me Brackets, нон-фикшн — в The American Scholar, Entropy и Speculative Nonfiction, переводы — в The New Yorker, Conjunctions и Asymptote. Его последняя книга — Краткое расследование о конце света, было опубликовано в серии Working Titles журнала The Massachusetts Review.

О Переводчике:

Дарья Тоцкая
Дарья Тоцкая
Краснодар, Россия

Дарья Тоцкая — прозаик, литературный и арт-критик, художник, куратор. Проживает в Краснодаре. Окончила СПбГУКИ. Роман «Море Микоша» в 2020 году вышел в издательстве «ДеЛибри». Шорт-листист независимой литературной «Русской премии» (Чехия). Победитель конкурса критики журнала «Волга-Перископ» и конкурса арт-обзоров от Артузел. Финалист первого всероссийского конкурса молодых критиков, конкурса им. Белинского «Я в мире боец» и других. Публикуется в журналах «Знамя», «Новый берег», «Москва», «Формаслов» и других.

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в telegram
Поделиться в email
Давид Стромберг
Книжная полка
Виктор Енютин

Сборник стихов Виктора Енютина. Издательство «Кубик» (Сан Франциско, 1983).

Анна Крушельницкая

В этом сборнике эссе автор из России и США пишет о советском и постсоветском: сакральном, обыденном, мало обсуждаемом и часто упускаемом из виду. Какими были советские школьные танцы? Ходили ли советские люди в церковь? Слушали ли Донну Саммер? И как вообще можно завивать волосы горячей вилкой?

Видеоматериалы
Проигрывать видео
Poetry Reading in Honor of Brodsky’s 81st Birthday
Продолжительность: 1:35:40
Проигрывать видео
The Café Review Poetry Reading in Russian and in English
Продолжительность: 2:16:23

David Stromberg. Historical Consciousness
David Stromberg. Historical Consciousness
David Stromberg. Historical Consciousness

Growing up, I’d always felt averse to politics and it took me years to realize that my difficulty had a lot to do with the role of Soviet history in my family’s history. The shift came while I was at the CalArts School of Critical Studies, studying writing and philosophy, and where I first read Maurice Merleau-Ponty’s Adventures of the Dialectic (1955) – a book that, in his words, articulates “a philosophy of both history and spirit.” In this book, I discovered not only a language for history that incorporated its spirit too, but also the realization that I had to come to terms with how immense historical forces affect the lives of generally inconsequential people – sometimes even shaping the very circumstances by which we come to exist. And that, in our case, there was no way to fathom these influences without knowing something about the Soviet Union.

I’ll explain. My parents were born on opposite sides of the Black Sea – my father in Tbilisi, Georgia, my mother in Kishinev, Moldova – and they met in 1967 at a summer resort not far from the Ukrainian port town of Odessa. They were both musicians and both raised in Jewish homes, so that, very quickly, a summer flirtation turned into a potential match. But it wasn’t love that brought them together. It was Soviet survival.

My father’s father, a Soviet businessman who’d sat in a prison camp for eight years after an informant triggered an audit of his work, found out that my mother’s father, a tailor who’d fought in the Red Army in the Second World War, was being transferred to Moscow. The tailor, who’d been on the front and made alive it all the way to Berlin, had sewn suits for Leonid Brezhnev, who was in 1950 made Party First Secretary of the Communist Party of Moldova, and who made a man named Nikolai Shchelokov Second Secretary and First Deputy Premier as well as a member in the Supreme Soviet. Shchelokov made my grandfather his personal tailor. In 1966, two years after Brezhnev became the leader of the USSR, Shchelokov became Minister of Public Order or, as the position was known a couple of years later, Minister of Internal Affairs – which is to say, the Soviet Chief of Police. A year after going to Moscow, Shchelokov brought over his Jewish tailor.

As my father later explained to me, Shchelokov was interested in more than well-sewn suits. He also needed a middleman to convey bribes from different ethnic groups. This was long after the Stalin era, when any arrest ended with either immediate execution or twenty years of hard labor in Siberia. In Brezhnev’s Russia, the fates of non-political, criminal prisoners could be lightened with money or valuables. Since the concept of pidyon shvuyim, or bringing about the release of fellow Jews imprisoned unjustly by authorities, was deeply ingrained in the Jewish tradition, the Soviet authorities could count on friends and family trying to help anyone who was arrested. And since almost anything you did in the Soviet Union was prosecutable, this meant there was a constant need for contacts to bring bribes to the highest officials.

The thing was that my grandfather the tailor wanted nothing other than to sew suits, and this put him in a bind, because, when the leader of the USSR and its Chief of Police tell you that you’re moving to Moscow to be their “tailor,” you can’t quite turn down their offer. And here is where my businessman grandfather enters the story. Suddenly there was a chance of passing the dirty work off to someone else, in this case the groom’s father, who was only too happy to take on the burden, since there was no better way of staying out of jail than going into business with the police.

I don’t know how exactly all this came to be known between my two grandfathers, but once the two sides saw the advantages of the match, the marriage was arranged, especially since the connections also made it possible for my parents to enroll in the Gnessin State Musical College. And so in this way, two people who were so mismatched that it’s hard to imagine them ever being together, got locked into nearly twenty years of a shared life in which they had a first child, emigrated to Israel, had a second child, and emigrated to the United States – only to have the family break up.

I was six-and-a-half when our family fell apart. I was sent back to Israel with my mother, whose parents had died before we’d moved to America, and so we moved in with my father’s parents, living in an outlying part of Jaffa, while my father and older sister stayed behind in Los Angeles. Two years later I went to live with my father in America, growing up in immigrant ethnic neighborhoods and inner city schools, until I began to be bused out to high school in Van Nuys, and made it into college on the West Side at UCLA – where I majored in mathematics but spent most of my time studying literature and art.

It’s hard to describe – even in Merleau-Ponty’s terms – the historical and spiritual distances that separated the Soviet Union of my family’s past from the West LA reality in which I was then living. Yet it was there, at UCLA, that I experienced the embarrassment of having no historical consciousness. It was a spring afternoon in my freshman year, and I’d just gone up to a group of students, one of whom I knew, when one of the others asked me, in a knowing tone, whether I was a radical. I asked him what that meant. “A radical,” he said, “you know, a communist.” I smiled. “No,” I said, and, resentful of the question, added , “I happen to be a capitalist.” I didn’t really know what that meant, either, so I added, “My parents are from the Soviet Union.” He asked me where they’d come from, and when I said my father was from Georgia, he said, “Well, it’s not like we’re Stalinists.” Everyone in the group laughed – and, seeing as I was the butt of a joke I didn’t even understand, I laughed along too. I also realized that I was missing some crucial context about my own family’s past.

Merleau-Ponty’s Adventures provided me the context I was missing in a language that spoke not only to my mind but also to my heart. His own writing of that book led him to reconsider everything he thought he knew – to rethink his convictions and beliefs – but, for me, it had another function. It made me aware of my past as a historical subject. It also helped me understand the degree to which – without anyone in our family having been a political prisoner or any other kind of public hero or figure – all of Soviet reality had determined the contours of our family’s history, including my own existence, and the degree to which an exodus from that reality led to its eventual disintegration.

A few years ago, as I was speaking to my mother, who also lives in Jerusalem, she told me she had watched a documentary on Russian television about Schelokov and his corruption. Suddenly, in the middle of the show, the narrator noted that Schelokov’s ministry had nine apartments in the center of Moscow under his control, each of which was assigned to his close relatives and friends – including, she heard the voice on the television say, “his tailor’s daughter, whose family later left for Israel.” Here she was, sitting in her own apartment in Jerusalem, forty years after leaving the USSR, nearly twenty years after the Soviet Union had collapsed, and, on television, they were still talking about the family that lived in a ministry apartment.

Our family benefitted from government contacts, to be sure, but mostly to survive. And this mode of survival wasn’t really sustainable in the long term, especially when new leadership came into power. It’s actually lucky that my parents, sister, and both sets of grandparents left the USSR in 1979 and 1980. Three years later, in 1982, Brezhnev died, and two years later, in 1984, Schelokov was put under investigation for corruption. He allegedly shot himself in order to avoid arrest. But did he really shoot himself? Who knows. The only thing we know for sure is that he’s dead.

Understanding all this took years of speaking to family about our collective past and studying a little bit of Soviet history. I wasn’t planning on becoming a political historian, but I did need to become aware – not only of the world in which I lived, but also the past from which this world emerged. And the period when I developed my historical consciousness made me increasingly aware of how quickly our realities change, and how political developments, like natural disasters and pandemics, can quickly change the course of our daily lives.

It was during this period in my life that I also started reading news every day – beginning to develop what Thomas Bernhard calls the newspaper disease. Today, I’m constantly reading news and following political developments across the world. By subjecting myself to the newspaper disease, I try to engender antibodies that remind me, over and over, of the degree to which we have to stake out our own territory within history – and to give voice to the spirit of what makes us human. And I don’t just mean culture or the arts. I mean everything about our social existence that keeps us bound to the fact that, long after regimes collapse, we still share this reality with others.

About the Author:

David Stromberg
David Stromberg
Jerusalem, Israel

David Stromberg is a writer, translator, and literary scholar. Born in Israel, he came to the US as a child, and spent years in the US before moving back to Israel. His fiction has appeared in The Woven Tale PressThe Account, and Call me Brackets, his nonfiction in The American ScholarEntropy, and Speculative Nonfiction, and his translations in The New YorkerConjunctions, and Asymptote. His most recent book is A Short Inquiry into the End of the World, a speculative essay appearing in The Massachusetts Review‘s Working Titles series.

About the Translator:

Daria  Toski
Daria  Toski
Krasnodar, Russia
Daria Totskaya is a prose writer, literary and art critic, artist, and curator. Her novel “The Sea of Mikosha” was published in 2020 by the publishing house DeLibri; it was a finalist for  the independent literary Russian Prize (Czech Republic). She is the winner of the competition for criticism of the magazine “Volga-Periscope” and the competition for art reviews sponsored by Artuzel; she is also the finalist of the first all-Russian competition for young critics named after V.I. Belinsky Ya v mire boets. Her work is published in Russian-language magazines such as Znamya, Novy Bereg, Moscow, Formaslov, etc.
Share on facebook
Share on twitter
Share on email
Bookshelf
by Gari Light

These English poems by Gari have the same energy and elegance as his Russian poems, and they are enriched by his multilayered, polyphonic use of the English language to express thoughts and feelings with sophistication and humor.

by Marina Tsvetaeva. Translated by Nina Kossman.

This new edition by Shearsman Press (UK) contains translations of Marina Tsvetaeva’s narrative poems (поэмы). They can be seen as markers of various stages in her poetic development, ranging from the early, folk-accented On a Red Steed to the lyrical-confessional Poem of the Mountain and Poem of the End to the more metaphysical later poems, An Attempt at a RoomPoem of the Mountain, a beautiful requiem for Rainer Maria Rilke, New Year’s Greetings, and Poem of the Air, a stirring celebration of Lindbergh’s transatlantic flight and the quest for the soul’s freedom. These translations were first published by Ardis in 1998 and reprinted by Overlook in 2004 and 2009. The current edtion was published by Shearsman Press (UK) in 2021.

 

 

 

Videos
Play Video
Poetry Reading in Honor of Brodsky’s 81st Birthday
Length: 1:35:40
Play Video
The Café Review Poetry Reading in Russian and in English
Length: 2:16:23